
Впервые с 2019 года в Концертном зале имени П. И. Чайковского выступают маэстро Теодор Курентзис и основанный им оркестр musicAeterna.
4 и 6 октября на главной филармонической сцене в их исполнении прозвучит Пятая симфония Густава Малера – одна из самых знаменитых симфоний композитора, премьера которой состоялась ровно 120 лет назад, в октябре 1904 года. Эти два концерта – часть целого цикла событий, посвященных 20-летию оркестра и хора musicAeterna.
Оркестр и хор musicAeterna, созданные Теодором Курентзисом, в нынешнем году отмечают 20-летие. В ходе юбилейного сезона musicAeterna представляет в Москве и Петербурге несколько программ: Пятую и Вторую симфонии Малера, Пятую симфонию Шостаковича, Девятую симфонию Брукнера, сочинения Равеля, Рубинштейна и Брамса.
Оркестр выступит в Италии, Испании и Китае, а также побывает с юбилейным туром в городах России (программа и график тура будут объявлены дополнительно). Завершит сезон musicAeterna выступлением на Дягилевском фестивале в Перми.
Задуманный Теодором Курентзисом в 2004 году как творческое сообщество тех, кто ищет «настоящую жизнь в музыке», оркестр и хор musicAeterna стали одним из самых востребованных музыкальных коллективов.
Сегодня musicAeterna – это оркестр и хор, танцевальная труппа musicAeterna Dance, специализирующийся на византийских песнопениях хор musicAeterna Byzantina, камерные коллективы барочной и современной музыки, а также масштабная просветительская площадка «Лаборатория современного зрителя».
Музыканты активно гастролируют, выступая в крупнейших залах мира и постоянно расширяя географию гастролей – от Норильска до Токио, от Ташкента до Рима. MusicAeterna исполняет максимально широкий репертуар: от барочной музыки в исторически информированном прочтении до новейшей музыки, в том числе написанной специально для коллектива.
Выпущенные musicAeterna и Теодором Курентзисом под лейблом Sony Classical записи сочинений Рамо, Моцарта, Малера, Бетховена, Чайковского, Стравинского удостоены престижных музыкальных премий ECHO Klassik, Edison Klassiek, Japanese Record Academy Award, BBC Music Magazine’s Opera Award.
В нынешней концертной программе оркестр musicAeterna под управлением Теодора Курентзиса представляет Пятую симфонию Густава Малера. Сочинение стало манифестом зрелого стиля композитора, отказавшегося от использования слова и внемузыкальной программы в симфоническом цикле. Экзистенциальный опыт человека с его отчаянием и надеждами, любовью и одиночеством, упоением красотой мира и ужасом перед его беспощадностью передан средствами одной лишь музыки.
Малер в годы создания Пятой симфонии – признанный дирижер, полновластный руководитель Венской оперы, театральный реформатор, но как композитор он по-прежнему недооценен. Незадолго до начала работы над Пятой симфонией, зимой 1901 года, Малер оказался при смерти из-за внезапно открывшегося кровотечения и с тех пор был вынужден сильно ограничивать свои привычки в борьбе за здоровье.
В образном мире симфонии отразился не только усилившийся страх смерти, но и любовь: осенью 1901 года Густав Малер познакомился с Альмой Шиндлер, своей будущей супругой. Почитатели композитора утверждали, что четвертая часть симфонии – знаменитое Adagietto – представляет собой любовное послание; впоследствии эта «песнь без слов» отзовется в песне Малера «Я потерян для мира» на стихи Фридриха Рюккерта, где тема любви неразрывно сплетена с темой одиночества.
У Пятой симфонии нет обозначенной автором программы, и содержание необычного пятичастного цикла, сгруппированного в три раздела (Траурный марш и Allegro, титаническое Скерцо, пронзительное Adagietto и Рондо-финал) служит материалом для бесчисленных интерпретаций.
Пресс-служба Московской филармонии