Меццо-сопрано, которую считают лучшей барочной певицей Франции, продолжит серию концертов в рамках уникального проекта «Опера Априори».
12 мая в Большом зале Московской консерватории серию концертов уникального оперного проекта «Опера Априори» продолжит французская гостья столицы Стефани д’Устрак, которую на родине считают лучшей барочной певицей Франции.
Обладательница уникального голоса, внучатая племянница Франсиса Пуленка, Стефани д’Устрак исполнит кантату Берлиоза «Смерть Клеопатры» (La Mort de Cléopâtre) и его песенный цикл «Летние ночи» (Les nuits d’été).
На сцене сопровождать выступление знаменитой оперной певицы, которая впервые посетит Россию, будет один из лучших камерных оркестров Москвы Musica Viva под управлением Александра Рудина.
Над вокальным циклом «Летние ночи» Берлиоз работал более двух десятилетий. Первая, неопубликованная редакция цикла относится к 1834 году, а завершены романсы были в 1841 году и предназначались для тенора, меццо-сопрано и фортепиано.
В 1865 году композитор вновь вернулся я к произведению и сделал переложение партии фортепиано для оркестра — это было сделано впервые, до этого никто не писал вокальные циклы с оркестровым аккомпанементом.
Поэтической основой для создания «Летних ночей» стал сборник «Комедия смерти» друга композитора, французского поэта-романтика Теофиля Готье. На его стихи на музыку было переложено шесть поэтических текстов «Вилланелла» («Пастушеская песня»), «Призрак розы», «На лагунах», «Разлука», «На кладбище, лунный свет», «Неведомый остров».
Общее заглавие цикла не упоминается у Готье — его придумал сам Берлиоз, чтобы отдать дань уважения одному из главных кумиров всей своей жизни Шекспиру, отсылая таким образом слушателя к комедии «Сон в летнюю ночь».
Поэму «Смерть Клеопатры» написал драматург Пьер-Анж Вьейяр де Буамартен по заказу Академии изящных искусств, однако у Берлиоза вышло сочинение в высшей степени неакадемичное. Старую, еще барочную, форму, состоящую из чередования речитативов и арий, он наполнил новой экспрессией, разрывающей традиционную форму.
В XIX произведение не пользовалось большим успехом — музыка Берлиоза была непривычной для своего времени. В наши дни La mort de Cléopâtre стало одним из самых популярных произведений для меццо-сопрано и оркестра.