На сцене Новой Оперы покажут “Бориса Годунова” Иоганна Маттезона.
Не успели москвичи окончательно запутаться в различных редакциях оперы Мусоргского, как на них свалилось новое открытие: существует, оказывается, еще один “Борис”, созданный на полтора с лишним столетия ранее немецким барочным композитором Иоганном Маттезоном, современником и даже соперником самого Генделя.
Полностью опера именуется “Борис Годунов, или Хитроумием приобретенный трон”, и ее сюжет не имеет почти ничего общего с произведениями Пушкина и Мусоргского.
Все здесь завершается коронацией Бориса, и никаких вам “мальчиков кровавых в глазах”. В свое время опера по непонятным причинам так и не была поставлена.
Во время Великой Отечественной рукописи Маттезона в качестве трофеев были вывезены в СССР и сначала хранились в Петропавловской крепости, а затем оказались в Институте древних рукописей в Ереване. Полвека спустя правительство Армении вернуло их Германии.
Среди этих рукописей находился и автограф “Бориса”, на основе которого уже в следующем году в Гамбурге была реконструирована и издана партитура, а спустя еще пять лет состоялось концертное исполнение оперы (см. “Культуру” №11 за 2005 год).
Теперь дошел черед и до сценического воплощения, осуществленного объединенными интернациональными силами, включая, естественно, российские. Музыкальным руководителем постановки стал арт-директор петербургского фестиваля “EARLYMUSIC” и Оркестра Екатерины Великой Андрей Решетин, а режиссером и хореографом – Клаус Абромайт, признанный специалист по реконструкции стилистики барочных представлений.
Премьера в Гамбурге состоялась в августе, а в конце октября настал черед российской (в том же постановочном и исполнительском варианте), которая прошла в Санкт-Петербурге на сцене Михайловского театра.
Последний не просто предоставил подмостки для российской премьеры, но и объявил, что после московских показов возьмет спектакль в свой репертуар.
Таким образом, бывший “фруктовый король” Владимир Кехман создает себе имидж просвещенного и продвинутого руководителя. В Москве “Бориса” отдельной строкой включил в свою афишу фестиваль “NET” – в качестве спецпроекта, предваряющего основную программу.
2 и 3 ноября спектакль будет дважды представлен на сцене Новой Оперы. Среди организаторов этого события, помимо фестивалей “NET” и “EARLYMUSIC”, фигурирует также Фонд культурных инициатив Михаила Прохорова.
Максим Дмитриев, газета “Культура”