13-14 февраля 2020 года на сцене театра «Новая опера» пройдет I Международный музыкальный фестиваль «Энергия открытий», цель которого – открыть новые имена русских композиторов.
Зрители увидят две премьеры – музыкальные спектакли в 3D-декорациях с участием актеров Анатолия Белого, Катерины Шпицы и Максима Дрозда, премьера мирового балета Фаруха Рузиматова, примы и премьера Михайловского театра Ирины Перрен и Марата Шемиунова, артистки балета Большого театра Виктории Литвиновой и других артистов.
В центре внимания – музыка композиторов XX века Леонида Половинкина, Георгия Катуара, Николая Голованова и Александра Мосолова в исполнении симфонического оркестра радио «Орфей» под управлением Сергея Кондрашева. Чтобы погрузить зрителей в атмосферу того времени, специально для фестиваля было изготовлено более 140 костюмов.
«Сегодня в архивах хранится огромное количество потрясающих произведений русских композиторов, которым не нашлось места в их время. Они не соответствовали требованиям советской пропаганды, не исполнялись, а в итоге были забыты. Наша миссия – открыть эту музыку современникам, не дать кануть в лету»,
– рассказывает генеральный директор радио «Орфей» Ирина Герасимова.
«Более пяти лет мы работаем над этим проектом: ищем в архивах забытую музыку, восстанавливаем ноты, делаем студийные записи, снимаем документальные фильмы, даем концерты. Теперь мы доросли до полноценного фестиваля и планируем сделать его ежегодным».
Организаторами фестиваля «Энергия открытий» являются радио «Орфей» и ПАО «Юнипро».
Первый день фестиваля
13 февраля пройдет премьера музыкального спектакля «Корабль счастье» на музыку композитора Леонида Половинкина. Постановка отсылает к одному из самых счастливых периодов его жизни – творческому роману с Наталией Сац. Композитора сыграет ведущий актер МХТ имени Чехова Анатолий Белый, Наталию – Катерина Шпица.
Музыка, вокальные партии и драматическое действие будет сочетаться с балетом в исполнении артистов Большого театра, Михайловского театра, ансамбля танца «Русские сезоны». Режиссер-постановщик и хореограф – Николай Андросов.
«Забвение – худшее, что может случиться с творцом. Леонид Половинкин писал замечательную музыку, прожил насыщенную жизнь, был знаком с выдающимися людьми. Но сегодня об этом почти никто не знает. Мы попытаемся исправить эту несправедливость»,
– говорит Анатолий Белый.
«Наш спектакль соединит несколько видов искусства, и это должно быть интересно не только поклонникам классической музыки, но и широкой публике».
Леонид Половинкин (1894-1949) родился в богатой и известной московской семье. С детства был знаком с Константином Станиславским, Валерием Брюсовым, Андреем Белым, Константином Бальмонтом. В 20-е годы считался одним из самых модных композиторов, был популярен как пианист. Сотрудничал со Второй студией МХТ, Камерным театром Таирова, создал музыку для детских фильмов, включая «Василису прекрасную» и «Конька-Горбунка».
Позже его стали критиковать за «формализм» и «политическую апатию», из-за репрессий и арестов его друзей и знакомых он жил в постоянном страхе.
Половинкин писал симфонии, оперы, концерты, пьесы и вальсы, музыку к балетам и спектаклям, песни для детей. Многие его произведения так и не были опубликованы и не исполнялись.
Действие спектакля «Корабль счастье» основано на реальных событиях из жизни Леонида Половинкина и Наталии Сац. В 30-е годы XX века композитор работал в первом в мире музыкальном театре для детей, которым руководила Сац. Их роман продлился несколько лет, за это время Половинкин написал музыку к десяткам спектаклей театра.
В 1931 году на корабле «Кап Аркона» влюбленные отправились на крупный международный фестиваль в Аргентину, чтобы поставить в театре «Колон» две оперы. Путешествие стало для них «глотком свободы», в Буэнос-Айресе их ждал громкий успех. В 1937 году Наталия Сац была арестована как «член семьи изменника Родины». С композитором они больше никогда не виделись.
Второй день фестиваля
14 февраля зрители увидят премьеру мультимедийного музыкального спектакля «7 нельзя». Актер Максим Дрозд расскажет 7 историй любви известных людей: принцессы Дианы, Клеопатры, Иосифа Бродского, Сальвадора Дали, Одри Хепберн, Альберта Эйнштейна, Петра Чайковского. Публике откроют малоизвестные факты из биографий героев.
В спектакле прозвучит музыка Петра Чайковского, его ученика Георгия Катуара и композиторов XX века Николая Голованова, Александра Мосолова. Отрывки из оркестровой поэмы «Мцыри» Катуара будут представлены впервые.
Георгий Катуар (1861-1926) родился в семье французских аристократов, переселившихся в Россию. Готовился посвятить себя семейному делу, но Петр Чайковский убедил его заниматься музыкой. «Катуар… способнейший молодой человек, – писал Чайковский, – ему нужна поддержка. Он умен, вежлив, благодарен». Петр Ильич ввел молодого композитора в круг своих друзей. Николай Римский-Корсаков, Антон Аренский, Анатолий Лядов, Сергей Танеев ценили дар Катуара. Это повлияло на его творчество.
Катуар учился в Берлинской консерватории, брал уроки у Карла Клиндворта, ученика Рихарда Вагнера. Много занимался музыкальной наукой, был профессором Московской консерватории. Был учителем Леонида Половинкина. Композитор не принял революцию, жил затворником, но не хотел уезжать из России: «Мои предки не для того прибежали в Россию из Франции, чтобы я бежал из этой прекрасной страны». Его произведения не соответствовали новой эстетике и были забыты.
Николай Голованов (1891-1953) родился в Москве в бедной мещанской семье. Учился в Синодальном училище, по приглашению великой княгини Елизаветы Федоровны стал регентом хора Марфо-Мариинской обители. Большое влияние на Голованова оказал Константин Станиславский, который пригласил молодого музыканта возглавить музыкальную часть своей Оперной студии.
Около 20 лет проработал дирижером в Большом театре – поставленная Головановым опера «Борис Годунов» до сих пор входит в репертуар.
Осуществил первые трансляции опер и классической музыки на Всесоюзном радио, поставил несколько радиоопер. Был первым исполнителем ряда сочинений Сергея Прокофьева, Дмитрия Шостаковича, Сергея Рахманинова.
Как композитор создал оперы, симфонию, кантаты, произведения для хора и оркестра, более 200 романсов. Даже в советское время продолжал писать духовную музыку.
В 20-е годы против композитора была развязана кампания политической травли: его критиковали за «буржуазные нравы» и «консервативность». Однако Голованов смог выстоять. Несмотря на звание народного артиста СССР, большую часть музыки он писал «в стол». В знаменитом доме артистов Большого театра в Брюсовом переулке с 1969 года находится музей-квартира Николая Голованова.
Александр Мосолов (1900-1973) в 20-е годы был одним из самых ярких представителей конструктивизма. Он горячо приветствовал революцию, а затем отражал стремления к переменам в музыке. Был знаком со многими авангардистами, в том числе с Казимиром Малевичем, Владимиром Татлиным, Варварой Степановой, Александром Родченко. Сергей Прокофьев писал Сергею Дягилеву:
«… есть тройка самых лучших советских композиторов: Шостакович, Мосолов, Попов». Его самое известное произведение «Завод. Музыка машин» исполнялось почти во всех столицах Европы, а в Вене рабочие числом 2000 человек стоя аплодировали, требуя повторения концерта.
Когда в конце 20-х годов в СССР началась борьба с конструктивизмом, музыку Мосолова объявили вредной и не нужной. В 1937 году композитор был осужден за «контрреволюционную пропаганду» на 8 лет. За него заступились, и Мосолова наряду с единицами заключенных выпустили на свободу, запретив проживание в Москве, Ленинграде и Киеве.
В 1939 году его концерт, задуманный в лагере, получает одобрение официальной критики, а его «Застольную песню» печатают в «Известиях». Однако после пережитого Мосолов стал другим человеком и не смог писать любимую музыку. Он изменил свой стиль, упростил музыкальный язык. До сих пор не издана и не исполнена большая часть его наследия, многое пропало безвозвратно.
Интересные факты
- Леонид Половинкин жил Доме композиторов на Миуссах (современная улица Чаянова). Его соседями была семья Геннадия Рождественского – будущего знаменитого дирижера. Рождественский сохранил признательность Половинкину на всю жизнь и не раз потом исполнял его произведения.
- Половинкин привел на работу в Театр Сац Тихона Хренникова – на тот момент никому не известного студента консерватории, убедил Наталию Ильиничну взять талантливого молодого человека. Впоследствии Хренников на протяжении 43 лет руководил Союзом композиторов СССР.
- Георгий Катуар происходил из богатого купеческого рода. Семья занималась чайным делом, владела кирпичным заводом, шелкопрядильной фабрикой, инвестировала в строительство железных дорог. Существующая по сей день станция «Катуар» Савеловского направления названа в честь отца композитора.
- Семья Катуаров обладала безупречной репутацией. В 1913 году отец композитора даже был избран на должность московского городского головы. В их московском доме собирались музыканты, художники и писатели, Катуары щедро поддерживали культуру и людей искусства.
- В Московской консерватории Георгий Катуар преподавал гармонию, форму и композицию. Его книги «Теоретический курс гармонии» и «Музыкальная форма» пользовались большой популярностью. Учебник «Музыкальная форма», отредактированный учениками Катуара, в том числе Леонидом Половинкиным, был выпущен посмертно.
- В 1913 году Николай Голованов дирижировал концертом Синодального хора в Берлине в присутствии императора Вильгельма II, который лично похвалил Голованова и назвал хор «восьмым чудом света».
- Голованов участвовал в качестве дирижера оркестра во время выступления американской танцовщицы Айседоры Дункан в Москве.
- Николай Голованов был женат на оперной певице Антонине Неждановой. Около 30 лет выступал с ней в качестве пианиста-аккомпаниатора. Многие из своих более 200 романсов посвятил ей.
- В 30-е годы в Большом театре должен был появиться балет «Четыре Москвы», музыку к которому писали несколько композиторов: третье отделение – Шостакович, четвертое – Мосолов. Однако худсовет театра запретил постановку.
- В 1932 году Александр Мосолов написал письмо Сталину с требованием дать возможность работать или уехать из страны. Сталин оценил смелость, и композитора стали печатать после трех лет забвения.