Трагедия героев, неразрывно связанная с трагедией страны, – такова главная тема нового спектакля Московского театра Новая Опера имени Е.В. Колобова, оперы «Пиковая дама» П. И. Чайковского в сценической версии режиссера Юрия Александрова.
Впервые в истории театра премьера пройдет в режиме semi-stagione (несколько представлений подряд), принятом на ведущих мировых оперных площадках.
Судьба трех главных персонажей, Германа, Лизы и Графини, прослеживается в исторических обстоятельствах последнего столетия. Четвертый, невидимый, герой – царская семья; ее гибель стала одним из прологов драмы России. Спектакль посвящен 400-летию Дома Романовых.
«Для меня «Пиковая дама» – особый спектакль. Его первый эскиз появился в 2000 году как послесловие к XX веку. Меня всегда волновало, что Петр Ильич много плакал, когда писал эту оперу. И его слезы – это и мои слезы. Большинство сцен навеяны болью моей семьи, моего города, моей страны. «Пиковая дама» – это моя боль»,
– сказал Юрий Александров. «Пиковая дама» – третья постановка режиссера в Новой Опере после «Любовного напитка» Г. Доницетти (2007), а также «Князя Игоря» А. Бородина (2009).
Одна из вершин мирового оперного театра, удивительное по глубине и силе исследование психологического мира человека, «Пиковая дама» (1890) создана по повести А. С. Пушкина (1833); при этом изменены некоторые детали сюжета, но главное, по-иному расставлены акценты. Их смысл и цель – обострить романтические конфликты «человек – судьба», «жизнь – смерть», «любовь – игра». Формально автором либретто значится брат композитора, Модест Ильич Чайковский, однако невидимым «режиссером» был именно Петр Ильич, обладавший выдающимся литературным талантом и драматическим чутьем.
Для режиссеров разность концепций Пушкина и братьев Чайковских была и остается источником вдохновения, поводом к поиску новых решений. В отличие от известных пушкинизированных версий (Всеволода Мейерхольда, Юрия Любимова, Льва Додина), принципиальной установкой Юрия Александрова стало сохранение как музыкального текста П. И. Чайковского, так и самой логики действия, последовательности картин.
Дирижер-постановщик спектакля – выдающийся оперный маэстро, народный артист Республики Молдова, лауреат премии Фонда Ирины Архиповой, главный дирижер Одесского национального академического театра оперы и балета Александр Самоилэ. Художник-постановщик – главный художник театра Новая Опера, заслуженный художник России Виктор Герасименко.
В спектакле заняты ведущие солисты театра Новая Опера. В премьерных представлениях участвует выдающийся драматический тенор, один из лучших исполнителей партии Германа на современной оперной сцене Владимир Галузин.