Март и апрель – такая же кульминация московской музыкальной жизни, как ноябрь и декабрь: в эти дни не раз и не два придется выбирать из нескольких достойных концертов.
Из наиболее интересных мероприятий последней декады марта мы составили хит-парад, поставив на первое место самое интересное.
Закрытие фестиваля «Виртуозы гитары», концерт памяти Яниса Ксенакиса, юбилейный вечер Мстислава Ростроповича и многое другое в нашем рейтинге событий академической музыки.
1. Сто восемьдесят на двоих
Среди ныне живущих российских музыкантов никто не сделал столько для пропаганды и изучения музыки Шостаковича, как Геннадий Рождественский и Мстислав Ростропович.
Весьма символично, что столетие Шостаковича, отмечавшееся минувшей осенью, симметрично окружено юбилеями этих двух выдающихся исполнителей: Геннадий Рождественский справил 75-летие в начале минувшего мая, а 27 марта – 80 лет Мстиславу Ростроповичу. Один из знаменитейших музыкантов ХХ века, для которого писали Прокофьев, Шостакович, Бриттен, Шнитке, Мессиан и десятки других композиторов, виолончелист, дирижер, общественный деятель, гражданин мира, Ростропович отмечает юбилей в Москве.
26 марта в Большом зале консерватории его будут чествовать Наталия Гутман, Максим Венгерова, Александр Рудин, Давид Герингас, Иван Монигетти, квартет имени Бородина и многие другие коллективы и солисты. Сам Ростропович уже едва ли сыграет, однако этот исторический вечер в любом случае пропустить нельзя.
2. Бах языком ХХ века
Скрипач Гидон Кремер – еще один музыкант из Советского Союза, для которого давно не существует границ между государствами. Каждый концерт Кремера – настоящий спектакль; Кремер никогда не исполняет стандартных программ, его вечера всегда неожиданны и интригующи.
На этот раз партнером Кремера станет другой выдающийся музыкант – замечательный пианист Олег Майзенберг, в исполнении которого даже такое сочинение, как заигранный Второй концерт Рахманинова, может оглушить вас свежестью и новизной.
25 марта в Большом зале консерватории блистательный дуэт представит Фантазию Шуберта до мажор и сюиту Энеску “Впечатления детства”, а кульминацией вечера станет соната Бартока для скрипки соло, апеллирующая к циклу сонат и партит Баха.
3. Пропели колыбельную
До начала апреля продолжается Биеннале современных исполнительских искусств в Доме музыки на Красных холмах. Один из немногих коллективов, представляющих в рамках Биеннале целых два самостоятельных проекта – Московский ансамбль современной музыки (МАСМ) под управлением Юрия Каспарова.
После успешной акции “Колыбельная Москве”, где фильм 1927 года “Москва” был показан в сопровождении музыки, написанной современными композиторами, МАСМ представляет любопытнейшую программу “Вокруг Ксенакиса” в Камерном зале Дома музыки 22 марта.
Янис Ксенакис, классик музыки ХХ века, почти не исполняется в Москве; наряду с его сочинением Phlegra, прозвучит музыка Жерара Гризе, Яна Мареша и Филиппа Манури. Как объясняет Юрий Каспаров,
“этих композиторов нельзя назвать последователями Ксенакиса, но они уже достигли его уровня по мастерству и глубине идей”.
В программе “Вокруг Ксенакиса” – четыре наиболее знаковые фигуры современной французской музыки, если не считать, конечно, Пьера Булеза.
4. Все четыре за стеной жалобно заныли
Не каждый из нас слышал хотя бы один концерт для гитары с оркестром; на фестивале “Виртуозы гитары”, который проходит в Зале имени Чайковского, таких концертов можно услышать добрый десяток, причем в основном речь идет о российских или московских премьерах.
Гвоздь программы 26 марта – “Концерт сотни огней” Паломо для четырех гитар с оркестром. Вечер 28 марта украсит “Аранхуэс” Хоакино Родриго – известнейший гитарный концерт, вторую часть которого слышали все без исключения; менее известен, но не менее прекрасен концерт Родриго “Мадригал” для двух гитар с оркестром, который будет исполнен впервые в Москве.
29 марта – торжественное закрытие фестиваля, где отметятся все его участники: Пабло Сайнс Вильегас, Флавио Сала, Горан Кривокапич, Алексей Зимаков, Дмитрий Илларионов, Артем Дервоед, Дмитрий Татаркин, Евгений Финкельштейн, а также “4-TISSIMO GUITAR QUARTET”. Едва ли кого-то можно удивить ансамблем скрипачей, альтистов или виолончелистов, но многие ли слышали, как звучат одновременно четыре гитары?
5. Необыкновенный концерт
С концертом 27 марта связаны поистине мистические обстоятельства. Сочинение “Страсти по Матфею”, премьера которого состоится в Большом зале консерватории, принадлежит не вполне обычному композитору: его автор, Епископ Иларион (Григорий Валериевич Алфеев) – православный богослов, церковный историк, Епископ Венский и Австрийский.
В свое время он учился музыке в спецшколе имени Гнесиных и Московской консерватории, но в двадцать лет принял решение поступить в монастырь, надолго оставив музыкальные занятия.
Минувшим летом, неожиданно для себя, Епископ Иларион начал снова писать музыку: так появились Божественная литургия и “Всенощное бдение”, а позже – “Страсти по Матфею”. В музыке присутствуют элементы полистилистики: в названии задекларировано влияние Баха, но есть и отголоски стиля композиторов XX века.
Чудесным образом оказалось, что Большой симфонический оркестр, чьи планы расписаны на годы вперед, 27 марта свободен и находится в Москве. Так стало возможно это исполнение, которое будет повторено двумя днями позже в Риме.