Мировая премьера оперы «Пассажирка» Мечислава Вайнберга (Mieczylaw Weinberg) состоится сегодня, 25 декабря 2006, в Светлановском зале Московского Международного Дома музыки.
Ее исполнят солисты, хор и оркестр музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко. За дирижерским пультом — Вольф Горелик.
«Премьера «Пассажирки» Мечислава (или Моисея, оба варианта допустимы, поскольку, поскольку поляк по происхождению, Вайнберг более 50 лет прожил в Советском Союзе) приурочена 100-летию со дня рождения Дмитрия Шостаковича. Что неслучайно.
Дмитрий Шостакович высоко ценил творчество своего коллеги, о чем неоднократно говорил в беседа с друзьями, писал в письмах.
Впервые услышав «Пассажирку» в исполнении автора, игравшего на рояле, Шостакович без сомнений вынес вердикт: «Это шедевр. Оперу надо немедленно ставить в театрах».
Вскоре Дмитрий Дмитриевич организовал в Союзе композиторов открытое прослушивание оперы с участием ведущих российских музыкантов. Все присутствовавшие говорили о сочинении, как о большом художественном событии. Тем не менее опера так и не была поставлена.
В основу оперы «Пассажирка» легла одноименная повесть польской писательницы Зофии Посмыш. Это история о послевоенной встрече бывшей узницы Освенцима и надзирательницы. Несмотря на антифашистскую тематику, ни одному из советских театров, заинтересовавшихся оперой, не удалось ее исполнить.
Вето распространялось даже на зарубежные театры стран соцлагеря. «Абстрактный гуманизм», — такое странное на сегодняшний взгляд обвинение содержалось в письме, запрещавшем постановку оперы в Пражском национальном театре.
Сегодня наконец-то можно будет услышать сочинение, столь высоко оцененное Дмитрием Шостаковичем и его современниками. Музыка Мечислава Вайнберга наконец-то найдет своего слушателя.
Елена Чишковская, радио “Культура”