Через несколько дней будет дан старт XIV Международному конкурсу имени П. И. Чайковского – на новом официальном сайте конкурса будет выложен регламент, сроки проведения и программа, о чем было объявлено на пресс-конференции, состоявшейся в Министерстве культуры РФ.
Престиж главного национального музыкального состязания, который неуклонно падал последние годы, будут поднимать тяжеловесы отечественного менеджмента.
Валерий Гергиев возглавил оргкомитет, в который вошел также директор Департамента современного искусства и международных культурных связей Министерства культуры РФ Алексей Шалашов.
Приглашение Ричарда Родзинского, президента Фонда Вана Клиберна и директора конкурса в Форт-Уэрте, который возглавит рабочую группу оргкомитета, Гергиев сравнил с “приглашением Гуса Хиддинка в сборную России по футболу”. Результаты ожидаются те же.
Родзинский (кстати, сын прославленного американского дирижера) сделал акцент на широкой пиар-кампании на подготовительной стадии конкурса с тем, чтобы оповестить западную общественность и привлечь иностранных молодых артистов. Ведь не секрет, что на последних состязаниях в Москве преобладали российские конкурсанты, а зарубежную часть составляли представители азиатской школы и музыканты из стран СНГ.
Заметим, что концепция Родзинского, основанная на максимальном использовании интернет-ресурсов, не является его ноу-хау. Но, увы, здравые советы у нас воспринимаются только, когда они приходят из-за рубежа.
Разумеется, много говорилось о прозрачности деятельности конкурса, начиная от его освещения в прессе и заканчивая жюри. За точку отсчета принят Первый конкурс имени Чайковского: Гергиев обещал найти и пригласить музыкантов ранга Рихтера, Ойстраха…
Имена, впрочем, пока не разглашались. Таким образом, их репутация послужит гарантом справедливости. В то же время будет учтен не только отрицательный, но и положительный опыт прошлых конкурсов. Предполагается приезд Вана Клиберна – в любом качестве, возможно, просто как гостя конкурса, его легенды и символа.
Много нового ожидается и в регламенте. Речь идет о том, чтобы добавить дополнительный тур (полуфинал), где конкурсанты будут играть концерты композиторов XVIII века с камерным оркестром. Пересмотрены и программы: наряду с обязательным Чайковским будет больше вариативности в выборе виртуозных пьес или крупной формы…
Не обойдем вниманием и финансирование конкурса. По словам Алексея Шалашова, в Правительство РФ подана просьба об увеличении бюджета состязания в три раза по сравнению с последним конкурсом.
Учрежден Гран-при в размере 20 тысяч долларов, который может быть добавлен к сумме первой премии (30 тысяч долларов). Это самая большая денежная премия среди всех российских конкурсов.
Наконец, серьезная заявка была сделана насчет послеконкурсного промоушена лауреатов.
Подразумевается, что удастся открыть новых Кисиных и Репиных, и тогда Валерий Гергиев обещал лично предоставить уникальные возможности для развития их дальнейшей карьеры: участие в турне Мариинского театра в Японии и США, выступления с ЛСО, Берлинским филармоническим и Чикагскими оркестрами под управлением самого Гергиева. Главное, подчеркнул маэстро, чтобы лауреаты обладали достаточным талантом.
Евгения Кривицкая, газета “Культура”