Музыка двух великих венцев – Вольфганга Амадея Моцарта и Густава Малера – прозвучит 26 марта 2022 года в исполнении Заслуженного коллектива России под управлением главного дирижера Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко, народного артиста России Феликса Коробова. Солистка – одна из крупнейших пианисток нашего времени Элисо Вирсаладзе.
Наряду с Концертом № 15 для фортепиано с оркестром – одним из самых технически сложных в наследии Моцарта, в этот вечер прозвучит Пятая симфония Густава Малера.
Малер был вторым из четырнадцати детей, шестеро его братьев и сестер умерли во младенчестве – неудивительно что тема смерти стала одной из ключевых в его музыке.
Первому своему сочинению шестилетний Густав дал название: «Полька со вступительным траурным маршем». Это сочетание – танец, зачастую в гротескном изводе, и образ похоронной процессии – станет одним из важнейших для его музыки, есть оно и в Пятой симфонии.
Она отличалась от всего написанного ранее тем, что в ней отсутствовало слово: нет ни программного заголовка, ни вокальной партии; это – начало нового этапа, наиболее традиционная и строгая малеровская композиция, корень взвешенности и полифоничности которой видят в погружении автора в музыку Баха.
Элисо Вирсаладзе: «Когда ругают Россию, мне очень больно бывает. Когда ругают Грузию — тоже»
Дискутируя вопрос о том, насколько творчество отражает события личной жизни автора, а насколько становится для него убежищем от событий внешнего мира, многие исследователи, тем не менее, проводят достаточно смелые параллели между траекторией драматургического развития Пятой симфонии и значительными изменениями в самоощущении и статусе Малера, произошедшими в процессе работы над ней.
Приступая к созданию партитуры, композитор был под тяжелым впечатлением от болезни, едва не стоившей ему жизни. Уже в процессе сочинения он познакомился с Альмой Шиндлер – одной из первых красавиц Вены, на двадцать лет младше него – на которой стремительно женился.
В будущем этот брак принесет ему немало страданий, но пока – нет на свете человека счастливее, чем он. Пятая симфония, чья траектория развивается от траурного марша к искрящемуся радостью финалу, по мнению многих специалистов, запечатлела этот поворот в судьбе художника.
Билеты на концерт доступны в кассах и на сайте филармонии. Возрастная категория: 6+
Пресс-служба Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича