
Московский камерный оркестр Musica viva представит 11 апреля 2025 в Концертном зале им. П. И. Чайковского «Большую мессу» Моцарта в рамках своего именного абонемента.
Программа заключительного в этом сезоне концерта абонементного цикла Московского камерного оркестра Musica viva, художественный руководитель-главный дирижер Александр Рудин, полностью посвящена Моцарту разных периодов его жизни. И, если «Большая Месса» до-минор, созданная в 1783 г., в пору вхождения композитора в самую плодотворную пору его творчества, то «Волшебная флейта», увертюра к которой откроет программу – последняя опера композитора.
В первом отделении прозвучит также Концерт для фортепиано с оркестром № 9 ми-бемоль мажор “Jeunehomme”, K 271, солист – Юрий Мартынов (фортепиано).
Безусловно, центральное и самое значительное произведение в программе вечера – «Большая Месса» до-минор для солистов, хора и оркестра.
История создания этого сочинения необычна. В 1781 году, когда архиепископ Зальцбургский приехал в Вену с большой свитой, в состав которой входил и Моцарт, положение композитора стало совершенно невыносимым. Им помыкали как слугой, и он решился на беспрецедентный в то время шаг: потребовал отставки и остался в Вене, рассчитывая только на заказы и концерты. В следующем году он женился на Констанце Вебер.
Оба эти поступка вызвали негодование отца, не представлявшего жизни музыканта вне службы, дающей постоянный доход, и к тому же неприязненно относившегося к семье Веберов. Чтобы примириться с отцом, Моцарт приехал в Зальцбург с женой и только что родившимся первенцем. Там он задумал впервые исполнить мессу, написанную в 1783 году, по разным источникам, либо в честь рождения ребенка, либо по случаю выздоровления Констанцы.
Месса к этому времени не была закончена композитором: он успел написать лишь Kyrie, Gloria, Sanctus и частично Credo. Недостающие части были заимствованы из ранних месс, созданных Моцартом еще в Зальцбурге. В заключительной части, Agnus Dei, повторена музыка Credo. В таком виде премьера Большой мессы состоялась 25 августа 1783 года в зальцбургском соборе Святого Петра. Закончена месса так и не была. Больше к ней композитор никогда не возвращался.
Следующее исполнение Большой мессы до-минор Моцарта состоялось лишь в 1901 году в Дрездене, под управлением дирижера Алоиза Щмитта, который закончил ее, учитывая наброски Моцарта, и в таком виде подготовил к изданию.
В настоящем концерте Большая Месса прозвучит в новой, переработанной в соответствии с уртекстом, исполнительской версии оркестра (Urtext der Neuen Mozart-Ausgabe).
Хоровая партитура мессы весьма богата – пять, а в некоторых местах восемь голосов. Весьма оригинально использует композитор голоса солистов – бас появляется лишь в ансамбле. Несмотря на разнородность истоков (Бах и Гендель с одной стороны, итальянская опера – с другой), Большая месса до минор представляется произведением удивительно гармоничным.
11 апреля в Концертном зале Чайковского величайшее произведение композитора представят солисты: Альбина Латипова (сопрано), Яна Дьякова (меццо-сопрано), Сергей Годин (тенор), Игорь Подоплелов (баритон), Государственный академический русский хор имени А. В. Свешникова, художественный руководитель Екатерина Антоненко, дирижёр Александр Рудин.
Пресс-служба Московского камерного оркестра Musica viva