Московская филармония открывает второй сезон цикла «Весь Стравинский», предполагающего исполнение в хронологическом порядке всех сочинений Игоря Стравинского.
15 ноября 2023 года в Зале Чайковского в первом концерте абонемента «Весь Стравинский. Камерная музыка» пианист Филипп Копачевский и молодые звезды Большого театра – Альбина Латипова, Мария Баракова и Константин Шушаков – исполнят фортепианные сочинения и вокальные миниатюры Стравинского: Скерцо, Сонату фа-диез минор и Четыре этюда для фортепиано, романс и песни на стихи Пушкина, Бальмонта, Городецкого, Верлена.
Специально для проекта «Весь Стравинский» Владимир Мартынов создал свою версию первого юношеского сочинения Стравинского, сохранившегося только в набросках. Это Тарантелла 1898 года – мировую премьеру рекомпозиции 2023 года представит сам Мартынов.
Три дня спустя публика услышит и знаменитую «Весну священную»; ее премьера 110 лет назад сопровождалась грандиозным скандалом, что не помешало балету покорить весь музыкальный мир.
Прозвучат также миниатюрные Три стихотворения из японской лирики для сопрано и камерного оркестра и опера «Соловей» по сказке Андерсена (Стравинский начал ее еще до работы над «Жар-птицей», а закончил уже после «Весны священной»).
Программу представят Российский национальный молодежный симфонический оркестр, Государственная академическая хоровая капелла России имени А. А. Юрлова, команда солистов и дирижер Филипп Чижевский.
Римский-Корсаков сказал о ранней «Пасторали» Стравинского:
«Оригинальная песня, но не без странных гармоний».
Сам того не зная, учитель уловил одну из определяющих черт творчества ученика –
«возведение неожиданности в норму мышления»,
как это позже сформулировал Альфред Шнитке.
Действительно, уже в «Пасторали» – короткой песенке без слов – Стравинский парадоксален на уровне как содержания, так и формы. «Пастораль» украсит концерт-открытие абонемента, посвященного камерной музыке композитора: это своего рода «младший брат» цикла «Весь Стравинский», стартовавшего в минувшем сезоне и продолжающегося в нынешнем.
Во втором сезоне цикла «Весь Стравинский» слушатели проследят путь композитора от «Весны священной» (1913), премьера которой стала символическим началом ХХ века в музыке, до «Пульчинеллы» (1920), ознаменовавшего поворот Стравинского к неоклассицизму.
В окружении шести концертных композиций для разных составов прозвучат пять крупных театральных опусов: помимо балетов «Весна священная» и «Пульчинелла» – опера «Соловей», «Сказка о солдате» и «Байка про Лису…». Программы представляют дирижеры Александр Рудин, Филипп Чижевский, Алексей Рубин.
Владимир Мартынов: «Всем нам надо купить в обреченном мире кусок земли»
В двух концертах абонемента «Стравинский. Камерная музыка» исполняются все его камерные сочинения, написанные за первые двадцать лет композиторской карьеры: от юношеских опытов (таких как «Туча» на стихи Пушкина – дебютный романс Стравинского) до ювелирных шедевров (например, Концертино для струнного квартета).
Несколько произведений впервые в России прозвучат на большой сцене. Аудитория сможет услышать и увидеть пианолу – модный инструмент начала ХХ века, для которого Стравинский сочинил и аранжировал множество композиций.
Среди участников цикла – легендарный Квартет имени Бородина, знаток творчества Стравинского Алексей Любимов и его ученик Алексей Зуев, записавший на CD всю фортепианную музыку композитора. Проводником в мир Стравинского выступает автор и ведущий цикла Ярослав Тимофеев.
Пресс-служба Московской филармонии