9 мая в Рахманиновском зале пройдет московская премьера композитора Алины Подзоровой — опера-притча «Периодическая система».
Опера написана по мотивам одноименной книги Примо Леви. В 2006 г. Британский Королевский Институт объявил эту книгу «лучшей книгой о науке всех времён».
Помимо научного аспекта, эта книга также стала важной вехой в истории европейской литературы, так как ввела в общественное сознание европейцев саму проблематику Холокоста, лагерей массового уничтожения, экзистенциального опыта обречённых на смерть. Примо Леви стал для Италии и мира символической фигурой, олицетворяющей антифашизм.
«Периодическая система» — сборник автобиографических рассказов Примо Леви. В нём запечатлены важные и знаковые для автора события его жизни. Поскольку Примо по профессии химик, то эти события, встречи, взаимоотношения людей автор видит через превращения и взаимоотношения химических элементов.
По жанру спектакль — опера-притча. В основе концепции — личное переживание человека (автора книги Примо Леви), оказавшегося на грани жизни и смерти в концентрационном лагере. В основе сюжета оперы — взаимоотношения двух героев: Примо Леви и руководителя химической лаборатории в Освенциме доктора Лотара Мюллера. Судьба столкнула их вновь уже в послевоенное время — через 20 лет после освобождения Освенцима.
Название оперы «Периодическая система» связано не только с первоисточником, по мотивам которого написана опера, но и имеет иной смысл. Его раскрывает цитата из либретто:
«Жизнь на земле — это периодическая система».
Спектакль базируется на эстетике метамодернизма. Герои оперы — это собирательные образы из книги, каждый из которых связан с вечными архетипами: Мюллер (как отдельный персонаж, и в то же время олицетворение вечного насилия и агрессивной силы), Ирит (как отдельный персонаж и в то же время женщина, существующая во всех временах), Голос Матери — голос Матери каждого человека.
Концепция оперы содержит в себе философские представления о том, что вся жизнь человека, все его эмоции реализуются на уровне химических превращений элементов. В опере 6 глав: каждая посвящена определённому химическому элементу и его философскому понятию, которое он олицетворяет в истории человеческой культуры. Глава 1. КИСЛОРОД. Дыхание и Горение Глава 2. УГЛЕРОД. Алмаз или Пепел Глава 3. ЗОЛОТО. Власть и Любовь Глава 4. СВИНЕЦ. Тяжесть и Ненависть Глава 5. МЫШЬЯК. Страх смерти, огонь и агония Глава 6. ХЛОРИД НАТРИЯ. Память и Слёзы.
В спектакле представлен авторский музыкальный инструмент Сергея Филатова «Duofluctus» — участник основной программы 58-й Венецианской биеннале современного искусства, 2019 (Павильон Арсенале).
Мировая премьера оперы состоялась на Дягилевском фестивале (Пермь, 2019,постановка А. Чащинской).
Алина Подзорова — выпускница Московской консерватории (класс композиции — проф. Ю. В. Воронцов, класс инструментовки — проф. Ф. К. Караев). Лауреат многих Всероссийских и международных конкурсов, среди них: Международный конкурс композиторов имени Н. Я. Мясковского (I премия, 2012, Москва), VII и X конкурсы композиторов радио «Орфей» (Гран-При, 2015, Гран-При, 2018, Москва). Произведения Алины Подзоровой звучат на фестивалях современной музыки в России и за рубежом.
Ася Чащинская в 2016 г. окончила Российский институт театрального искусства ГИТИС, факультет музыкального театра (мастерская А. Тителя и И.Ясуловича), по специальности «режиссёр». Лауреат международного конкурса оперных режиссеров Opera Europe Direction Prize 2018. Лауреат региональной театральной премии «Маска» в номинации «Лучший спектакль года» (2017).
Пресс-служба Московской консерватории