
29 февраля, 1, 2 и 10 марта 2024 года на Новой сцене Мариинского театра состоится долгожданная премьера «Гугенотов» Мейербера — редчайшего на сегодняшней оперной сцене сочинения в жанре большой французской оперы.
В современной истории Мариинского театра постановка этой пятиактной оперы осуществляется впервые. Режиссер — Константин Балакин, художник по декорациям и костюмам — Елена Вершинина. Музыкальный руководитель — Валерий Гергиев.
Впервые представленные 29 февраля 1836 года в Париже, «Гугеноты» мгновенно снискали признание публики и сделали Мейербера одним из самых влиятельных европейских композиторов XIX века. Горячим поклонником этой оперы был Петр Ильич Чайковский, посещавший спектакли во Франции. Не обошла «Гугенотов» и литературная слава — Артур Конан Дойл в «Собаке Баскервилей» отправил своих знаменитых персонажей именно на этот спектакль.
В XIX веке «Гугеноты» были на пике популярности у зрителей, однако со временем интерес к выдающемуся музыкальному полотну стал угасать — сегодня опера редко звучит на мировой сцене. Не последнюю роль в этом играет и потребность в семи первоклассных певцах, исполнителях основных партий.
В Мариинском театре в репетициях премьеры заняты сразу несколько составов.
Главные партии готовят: Рауль де Нанжи — Сергей Скороходов, Александр Михайлов, Гамид Абдулов; Граф де Невер — Ярослав Петряник, Григорий Чернецов, Егор Чубаков, Виктор Коротич, Сергей Романов, Максим Даминов; Валентина — Ирина Чурилова, Мария Баянкина, Екатерина Гончарова, Жанна Домбровская, Наталья Павлова, Анжелика Минасова; Маргарита Валуа — Анастасия Калагина, Антонина Весенина, Айгуль Хисматуллина, Ольга Пудова, Анна Денисова, Кристина Гонца; Марсель — Станислав Трофимов, Олег Сычёв, Яков Стрижак, Юрий Власов; Урбан — Дарья Росицкая, Эвелина Агабалаева, Ирина Шишкова, Цветана Омельчук; Граф де Сен-Бри — Михаил Петренко, Андрей Серов, Владимир Феляуэр, Вадим Кравец, Николай Каменский, Геворг Григорян, Аскар Абдразаков, Илья Банник.
Новый спектакль создают режиссер Константин Балакин и художница Елена Вершинина, известные петербургской публике по громкой премьере «Нюрнбергских мейстерзингеров» Вагнера, представленной в Мариинском театре в предыдущем сезоне.
«С точки зрения театральности «Гугеноты» — это праздник. Очень богатая, роскошная опера, огромное полотно, состоящее из совершенно контрастных эпизодов, собранных автором в единое целое. Однако несмотря на то, что в начале звучит почти опереточная музыка, мне кажется, в экспозиции уже заданы конфликты.
Постепенно эта музыка отступает на задний план, а на передний выходит чудовищная трагедия, разогретая на религиозной почве. «Гугеноты» — это ведь еще и напоминание о том, что в истории человечества есть трагические страницы, и предостережение, чтобы по возможности это не повторялось»,
— говорит Константин Балакин.
Будущий спектакль во многом опирается на замысел самого композитора и его трактовку событий 1572 года в Париже. На сценическое представление также повлияли хроники Мериме, Дюма, исторические романы о Варфоломеевской ночи, написанные в конце XX века.
Постановка будет представлена в классическом оформлении — сцену украсят живописные полотна и сложная механическая бутафория. Буйство музыки и роскошь Франции отразят многочисленные драпировки — художники Мариинского театра вручную задрапировали пять километров ткани.
«Эта одежда сцены отражает дух Франции и время происходящих событий. В спектакле очень много ручной работы, он насыщен фактурой, на создание которой ушло огромное количество физических усилий всех цехов Мариинского театра. Это колоссальный труд»,
— отмечает Елена Вершинина.
Пресс-служба Мариинского театра