В издательстве «Музыка» вышла книга о выдающейся певице, примадонне Большого театра, более полувека отдавшей знаменитой сцене, Народной артистке СССР Маквале Касрашвили.
Множество собранных воедино фактов, размышления певицы о жизни и творчестве, богатый иллюстративный ряд позволяют не только составить глубокое представление о личности артистки, но и открыть для себя совершенно новые ее стороны. Тем более, что это первая книга, посвященная певице.
Книга состоит из двух частей. Первая часть, «Шесть бесед с Маквалой Касрашвили», – диалог с известным музыкальным критиком, знатоком оперного театра Алексеем Париным.
Искренний тон разговора на самые разные темы ярко высвечивает жизненный путь певицы, ее внутренний мир, открывает секреты профессионального мастерства, ее взгляды на особенности профессии оперного певца, достижения и проблемы современного оперного театра и многое-многое другое.
Вторая часть, «Встречи с Маквалой Касрашвили», включает воспоминания и рассказы близких друзей и коллег – тех, с кем соединяла ее судьба на сцене и в жизни. Это Борис Покровский, Галина Вишневская, Елена Образцова, Тамара Синявская, Лия Могилевская, Зураб Соткилава, Алексей Масленников, Евгений Нестеренко, Владимир Атлантов, Алла Демидова, Владимир Спиваков, Анатолий Орфенов и многие другие.
Издание красочно оформлено и включает свыше 150 фотографий, многие из которых публикуются впервые. Книга создавалась при участии Большого театра, в ней использованы материалы из его музея и личного архива певицы. Обратимся к некоторым запоминающимся моментам книги.
Случай или закономерность?
Случай в жизни каждого, тем более творческого человека, играет особую роль. Творческий путь певицы состоялся благодаря многим людям, поверившим в ее талант, по-доброму поддержавшим ее. Стремительное восхождение Маквалы Касрашвили кажется невероятным.
Уроки знаменитой певицы, долгие годы украшавшей спектакли Большого театра, мудрого и талантливого педагога Веры Давыдовой в тбилисской консерватории заложили основы вокального мастерства начинающей артистки.
По приглашению Веры Давыдовой концерт выпускников тбилисской консерватории посещает заведующий оперной труппой Большого театра Анатолий Орфенов.
Его совет пройти прослушивание в Большой театр стал для Маквалы полной неожиданностью, о такой карьере она и не мечтала. Но уже через полтора месяца она вместе с Давыдовой приезжает в Москву.
Голос молодой певицы произвел столь сильное впечатление на художественный совет, что ее сразу зачисляют в стажерскую группу Большого театра. Вскоре возникают первые роли – Прилепа в «Пиковой даме» Чайковского, Графиня в «Свадьбе Фигаро» В. А. Моцарта, Микаэла в опере Ж. Бизе «Кармен», Татьяна в «Евгении Онегине» П. И. Чайковского…
Однако читая книгу, понимаешь, что этот успех был не случаен. Его залогом стали невероятная требовательность к себе и работоспособность, которые певица пронесла через всю жизнь.
«Иметь красивый голос – это только начало профессии,
– размышляет певица.
Все зависит от степени дарования и, я бы сказала, от степени одержимости своей профессией. Если я завтра не буду петь лучше, чем вчера, если послезавтра я успокоюсь, перестану придираться к себе, – значит, кончилась моя творческая жизнь. Истинный артист учится всю жизнь, учится с первых робких шагов на сцене и до последнего своего выступления».
Удивительные перевоплощения
В жизни Маквалы Касрашвили было немало курьезных случаев, когда на сцене ее не узнавали не только пришедшие на спектакль друзья, но и ее коллеги.
«Полное и великолепное перевоплощение! Огромная победа, добытая огромным трудом!»
– напишет об образе Графини Анатолий Орфенов. Одна из первых партий, непривычный для певицы костюм, парик и такой успех!
В книге приведена статья Галины Вишневской в газете «Советский артист», где она в небольшом тексте об этом выступлении четыре раза употребила слово «профессионально». Музыковед Лия Сехниашвили рассказывает, как на репетиции в костюмах и с гримом в Ковент-Гарден, где Касрашвили пела Донну Анну, Маквалу не увидел режиссер и попросил срочно ее найти и привести на сцену. Кто-то побежал ее искать, но на репетиции присутствовал пианист Важа Чачава. Он
«подошел к режиссеру и сказал: “Что вы? Маквала уже десять минут стоит на сцене!”. Режиссер оторопел и спросил: “Эта красавица – Маквала?” Он ее не узнал».
Маквала Касрашвили исполнила более сорока оперных партий, раскрыв огромный диапазон артистического таланта – незабываемые образы Татьяны, Иоланты, Лизы, Февронии, Тоски, Дездемоны, Аиды, Амелии, Турандот, Войславы. Коронная партия певицы – партия Тоски в одноименной опере Дж. Пуччини.
«Маквала была украшением театра в течение многих лет, любимицей публики,
– говорит Зураб Соткилава.
Я никогда не забуду первый акт “Тоски”, где после знаменитой арии она призывает Каварадосси, эта фраза заканчивается ля-бемолем. Так вот ее ля-бемоль – это была не нота, это было какое-то светло-голубое свечение звука, я такое слышал первый раз в жизни.
И вот это свечение, ее обаяние, красота так действовали на меня, что я сам пел так, как никогда в жизни ни с одной сопрано».
Эта, и многие другие роли родились с благословления Бориса Александровича Покровского – великого режиссера, объяснившего Маквале Касрашвили внутреннюю суть самых разных персонажей.
«Покровский остается для меня непревзойденным оперным режиссером,
– говорит певица.
Потому что в двадцатом веке он заново раскрыл суть и подход к оперному искусству, к оперному пению – к действенному пению! Почти все роли в театре я сделала вместе с ним. Не партии, но роли».
Доброта. Искренность. Преданность
Эти три качества назвала Маквала Касрашвили в ответ на вопрос А. Парина о качествах, которые она ценит в человеке больше всего. Эти же слова как нельзя лучше характеризуют и саму певицу.
Умение дружить преданно и беззаветно долгие годы свело ее с самыми разными людьми. Среди них много знаковых имен корифеев отечественного искусства. Через всю жизнь певицы проходит дружба с Тамарой Синявской и Еленой Образцовой. Десятилетия длится дружба с драматической актрисой Аллой Демидовой.
Творческие и человеческие взаимоотношения связывали Касрашвили с семьей Ростроповича и Вишневской. Во времена опалы, когда многие отвернулись от артистов, она не только встречалась с ними (порой тайно), но и сохранила творческие связи.
«Порой добро нести легче, чем проявлять доброту,
– говорит Борис Покровский.
Доброта – это сиюминутное отношение к другу, радостная готовность прийти на помощь тому, кто в ней нуждается. Маквала никогда не бывала доброй по необходимости, ее поступки ей диктовало сердце.
Она – Товарищ с большой буквы. Ничья “чрезмерная” популярность никогда не могла ей испортить настроения. Никакие происшествия не могли сокрушить ее такт и деликатность. …
Ее открытость всегда помогала ей вжиться в образ, освоить и сделать своим, естественным для нее предложенный рисунок роли. Отсюда и ее успехи. (О прекрасном голосе я не говорю — тут позаботилась сама природа.)
…Вообще-то за годы нашего общения у меня выработался на нее условный рефлекс. Когда произносят имя “Маквала”, меня тут же охватывает желание широко раскинуть руки. Чтобы тем крепче ее потом обнять».
Книга раскрывает еще одну важнейшую, но недостаточно хорошо известную страницу жизни Маквалы Касрашвили. На обложке книги – фотография певицы в роли Татьяны. Снимок, сделанный в Метрополитен-опера в 1978 году, и ныне украшает стены знаменитого театра.
В 1975 году, на гастролях Большого театра, буквально потрясших Америку, артистка исполняет партию Татьяны в опере Чайковского, Наташи в «Войне и мире» и Полины в «Игроке» Прокофьева. В 1980 году певица с невероятным успехом исполняет партию Донны Анны в «Дон Жуане» Моцарта в Ковент-Гарден.
В прессе писали, что Маквала Касрашвили
«более чем желанна на сцене»,
о второй арии, которую крайне трудно исполнять, в рецензии отметили, что
«о таком пении можно только мечтать».
В последующие годы она спела еще несколько партий в этом театре. Несколько партий было спето Касрашвили впервые на Западе а не в Большом театре, как, например, партия Аиды в мюнхенской опере.
Певица выступала в самых знаменитых оперных театрах мира – в США, Англии, Франции, Италии, Германии, Финляндии, Греции, Японии и других странах.
В книге можно увидеть фотографии певицы с Пласидо Доминго, Лучано Паваротти, Кшиштофом Пендерецким, Кири Те Канава, Ренатой Скотто, Нелло Санти, Руджеро Раймонди, дарственные надписи Монсеррат Кабалье и Леонарда Бернстайна.
«Из всех звезд Большого театра, которые посетили нас в 1975 году, особенно понравилась Касрашвили. Ее очень выразительный, однородный по тембру вокал представляет собой сущее чудо».
«Эта дива из Большого настоящая ценность. Ее пение магически держало зал».
Эти и другие отклики зарубежной прессы, приведенные в книге, красноречиво доносят впечатление публики как от оперных спектаклей, так и, что очень важно, от камерных концертов певицы.
***
«Раздаривая часть своей души, человек становится чище, выше, лучше»
– эти слова Маквалы Касрашвили можно отнести и к ее творчеству, и к педагогической, и к административной деятельности в (с 2002 по 2014 гг. певица занимала пост управляющей творческими коллективами оперной труппы Большого театра, в настоящий момент она помощник главного дирижера – музыкального руководителя Большого театра).
Книга «Маквала Касрашвили: портрет во времени» возникла в юбилейный для певицы год. Это издание – красивое и достойное приношение ее таланту и огромному вкладу в отечественное и мировое музыкальное искусство.
Елена Лейкина, музыкальный обозреватель