“Новые горизонты” – название Мариинского фестиваля, с прошлого года утвердившего в своей осенней афише программы музыки ХХ века и новейших сочинений западных и российских композиторов.
Репертуар, который обычно в России “укромно” звучит в камерных залах или известен знатокам по записям CD, будет теперь с размахом представляться в Концертном зале Мариинки под руководством Валерия Гергиева.
Уже в прошлом году “Новые горизонты” представили в Петербурге целый пакет партитур, никогда не звучавших в России: скрипичный концерт, симфонию Asyla и оперу “Припудри ей лицо” 37-летнего британца Томаса Адеса, чью музыку сегодня исполняют крупнейшие мировые оркестры и исполнители, премьеру 15-й Симфонии Сергея Слонимского, посвятившего свой опус маэстро Гергиеву.
В той же афише фигурировали и сочинения Ральфа Воана Уильямса, Бенджамина Бриттена, Игоря Стравинского, Бориса Тищенко. Но идея пропагандировать “новую музыку” не ограничилась фестивальной акцией: в Мариинке взялись энергично штудировать современные партитуры.
Летом на “Звездах белых ночей” представили прямо “из-под пера” оперу Александра Смелкова “Братья Карамазовы”. В июне на российские премьеры своих сочинений прилетел в Петербург “живой классик ХХ века” – 92-летний француз Анри Дютийе. Как сообщил журналистам Гергиев:
“Недавно я встречался с Дютийе в Париже, и мне было приятно слышать, что он считает эти концерты в Петербурге одним из двух-трех важнейших событий в его жизни”.
О Дютийе маэстро вспомнил, открывая новый раунд “Горизонтов”. Презентация фестиваля прошла по телефону. Маэстро прилетел из Израиля, где только что выступал со Всемирным оркестром мира, в столицу Италии (здесь начинаются гастроли Симфонического оркестра Мариинского театра) и прямо из римского аэропорта провел брифинг с журналистами, собравшимися в его петербургской приемной.
По громкой связи маэстро рассказал о планах и “новых горизонтах” Мариинки – между прочим, весьма радужных для пишущих композиторов:
“Мариинский театр готов и стремится работать с живущими композиторами, вне зависимости от того – 35 им лет или 90. Единственный критерий для нас – качество музыки”.
Маэстро приоткрыл и ближайшие планы на сезон:
“Мы намерены вернуть в репертуар “Мертвые души” Щедрина, и Юрий Темирканов дал уже согласие вновь продирижировать этой оперой в Мариинке, спустя 30 лет после первой постановки под его руководством на сцене Кировского театра.
Мы посвятим это исполнение и 70-летнему юбилею самого Юрия Хатуевича, и предстоящему 200-летию Гоголя. Мы не хотим, чтобы сочинения, достойные иметь место на сценах крупнейших театров, пылились на полках нотных библиотек”.
Афишу же предстоящих “Новых горизонтов” составили заманчиво и парадоксально, в соответствии с самим ХХ веком и его культом крайностей – от агрессии до чистого эстетства, от сокровенной мистики до схоластического концептуализма. В программах 30 октября пересеклись “Вознесение” французского мистика Оливье Мессиана, “Четыре нотации” лидера послевоенного авангарда Пьера Булеза, приезд которого, кстати, ожидается на фестивале, и постмодернистская “Лолита” Щедрина.
В другом концерте (31 октября) выстроилась “генетическая” ветвь от будоражащей фольклорной архаики Белы Бартока к звуковым миражам Дьердя Куртага и Дьердя Лигети.
Две программы фестиваля представят московские музыканты – собрание из “минималистских” произведений Филипа Гласса, Яниса Ксенакиса, Владимира Мартынова, Алексея Айги, Антона Батагова, Павла Карманова в исполнении ансамбля Opus Posth под руководством Татьяны Гринденко (1 ноября) и микст музыкальных экспериментов ХХ века от додекафонии Арнольда Шенберга, Альбана Берга и Антона Веберна до сакральной аскезы Галины Уствольской и метафизики Валентина Сильвестрова, который прозвучит 2 ноября в исполнении пианиста Алексея Любимова, Александра Тростянского (скрипка) и Кирилла Рыбакова (кларнет).
Первую серию фестиваля завершат два спектакля “Братьев Карамазовых” Александра Смелкова (4 и 5 ноября). А вторая серия “Горизонтов” начнется в середине декабря: одно из сочинений будущей афиши уже известно – “Реквием” Бориса Тищенко на стихи Ахматовой.
Ирина Муравьева, “Российская газета”