Первый Международный фестиваль музыкантов-исполнителей имени Анатолия Лемана посвящен поистине уникальной личности в истории русской культуры рубежа XIX-XX веков.
Анатолий Иванович Леман (1859 – 1913) – военный инженер, писатель, журналист, дантист-хирург, автор теории бильярдной игры и, наконец, создатель нескольких «поколений» струнных инструментов, чьи звуковые и тембровые возможности до сих пор поражают воображение каждого музыканта… Все это Анатолий Леман – непревзойденный пример воплощения, казалось бы, абсолютно нереализуемого в масштабе жизни одного человека феномена «тысячи и одной профессии».
одаренный и любознательный человек, А. И. Леман сумел точно рассчитать свои возможности, интересы и увлечения строго в согласии с этапами жизни, профессионально и мастерски отдав дань каждой из волнующих его областей творчества. Сложные вещи он осваивал с легкостью и непринужденностью гения.
Будучи знатоком игры на бильярде, утверждавшим, что «опытный, хороший мастер игры – это философ, стоик и знаток сердца человеческого», А. И. Леман не только стал изобретателем так называемых «лемановских ударов», но автором и по сей день считающегося классическим труда – «Теория бильярдной игры» (1885).
«Теория» положила начало литературной деятельности А. И. Лемана. Имея тонкий природный вкус и открытый, жизнерадостный характер, он быстро приобрёл популярность в литературном и артистическом мире Москвы и Петербурга – и как редактор журналов «Развлечения» и «Всемирная иллюстрация», и как автор повестей и романов, печатавшихся в «Историческом вестнике», «Живописном обозрении», «Гусляре», «Нови» и др.
На пике писательско-издательской деятельности А. И. Леман, с блеском выдержав экзаменационные испытания в Медицинской академии, внезапно с головой уходит в зубоврачебное дело и открывает стоматологический кабинет, славившийся уникальными зубными протезами, изготовленными по собственным «лемановским» технологиям.
И всегда рука об руку с многочисленными увлечениями А. И. Лемана жило, развивалось и совершенствовалось главное дело его жизни – создание музыкальных инструментов. «Музыкант по рождению» – сын пианиста и композитора, – А. И. Леман еще параллельно с издательской работой начинает посещать мастерские и брать уроки у известных в России конца XIX века скрипичных мастеров Э. Сальзара и его ученика Э. Арну.
Последние 20 лет жизни А.И.Лемана отданы опытам и экспериментам, изучению старинных трактатов о музыкальных инструментах и поездкам к известнейшим европейским мастерам… Как итог тщательнейших наблюдений и исследований одна за другой начинают появляться и собственные скрипки А. И. Лемана.
Его творческой вотчиной и, одновременно, лабораторией, о которой сам мастер говорил не иначе как о «Русской Кремоне», становится живописная Стрельна. Здесь в 20 верстах от Петербурга, в приобретенном Леманом в начале 1900-х Доме на Пристанской улице (что тянется вдоль западного берега речки Стрелки, впадающей в Финский залив) и создавались уникальные инструменты – скрипки, альты, виолончели, каждый из которых – обладатель своего имени, «характера», звукового образа и яркая индивидуальность в руках истинного музыканта-виртуоза.
Результатом стрельнинских опытов, помимо создания смычковых инструментов, стал капитальный и абсолютно беспрецедентный в истории музыки труд А. И. Лемана «Акустика скрипки» (издательство Юргенсона, 1903), содержащий сведения об именах и школах мастеров смычковых инструментов, разработанную автором шкалу оценок инструментария, особенностей звучания скрипки, описание различий внешнего облика инструментов и «авторских» приемов каждого значительного мастера и т.д.
Инструменты А. И. Лемана – всего около 200 – сделали своего создателя крупнейшим мастером конца XIX – начала XX веков не только в России, но и за рубежом. Он умер в возрасте 54 лет непризнанным, почитаемым только лишь небольшим кружком любителей скрипки:
«За все годы моей творческой жизни ни один музыкант-профессионал не переступил порог моей мастерской»,
— с горечью признавался сам А. И. Леман. Ни один значительный музыкант при жизни создателя не сыграл на его инструменте: за всеобщим преклонением перед деятельностью известных мастеров итальянской и французской струнно-смычковых школ современники не сумели разглядеть талант «русского Страдивари» — именно так сегодня, спустя более 100 лет со дня смерти мастера, все чаще называют Анатолия Лемана.
История, славящаяся курьезами и непредсказуемостью, отвела для А. И. Лемана иное время – начало XXI века, когда совершенно отчетливо и осознанно возникла необходимость в организации музыкального фестиваля памяти и имени одного из самых выдающихся людей России рубежа XIX-XX веков – Анатолия Ивановича Лемана.
Первый Международный музыкальный фестиваль имени А. И. Лемана в Санкт-Петербурге – крупный музыкальный форум музыкантов-исполнителей и мастеров струнных смычковых инструментов, в числе творческих установок и целей которого следующие приоритеты:
- создание в Санкт-Петербурге постоянной концертной площадки для выступления лучших российских и зарубежных музыкантов;
- концертные выступления исполнителей (с акцентом на инструментах работы А. И. Лемана и его последователей) в соответствии с избранной руководством фестиваля тематикой;
- мастер-классы с участием современных отечественных и зарубежных мастеров смычковых инструментов;
- конкурс на специально организованную ежегодную премию имени А. И. Лемана, предназначенную как для инструментальных мастеров, так и для исполнителей;
- пропаганда и всесторонние исследования творческой деятельности А. И. Лемана (организация выставочной экспозиции, составленной из инструментов работы А. И. Лемана, его современников и последователей; создание каталога инструментов работы А. И. Лемана; лекции-семинары и конференции, посвященные проблемам исполнительства, вопросам конструирования и реставрации струнных смычковых музыкальных инструментов в России и за рубежом и т.д. с возможностью последующей публикации этих материалов).
Идея организации фестиваля и художественный руководитель – Лауреат международных конкурсов Георгий Левинов (скрипка), воспитанник Московской консерватории им. П. И. Чайковского по специальности «скрипка», директор и эксперт Дома скрипки «Scroll Fine Instruments», эксперт уполномоченный Министерством культуры РФ, основатель Образовательного просветительского центра Дома скрипки, профессор академии «Accademia Del Ridotto» (Италия).
Георгий Левинов