Нынешний балетный сезон в Москве обещает быть интересным: одних премьер объявлено пять, причем три из них — мировые.
«Кремлевский балет» представит спектакль Андрея Петрова «Волшебная флейта». В мае коллектив пережил смену руководства — его худруком стал Андрис Лиепа, заняв место Андрея Петрова, возглавлявшего созданный им театр более 20 лет.
Так что мировая премьера «Флейты», намеченная на 18 сентября, в день открытия III Международного фестиваля балета в Кремле, — своеобразный утешительный приз отставленному хореографу.
Скоро мы узнаем, во что вылилась замена философской идеи «масонской» оперы Моцарта о том, что «выход из духовной тьмы в свет лежит через просвещение», в балетную «историю любви юноши и девушки, которым предстоит преодолеть множество препятствий, чтобы понять, достойны ли они друг друга».
Вообще-то, Кремлевский фестиваль — это показ спектаклей «Кремлевского балета» с участием отечественных и зарубежных «звезд», чьи имена, по мнению устроителей, должны украшать афишу и привлекать зрителей. Заполнить шеститысячный зал дворца — задача не из легких.
В программе нынешнего фестиваля имена светящих звезд, а не заходящих, как это было в прошлом году. И первым из зарубежных исполнителей выступит в «Жизели» Клаудио Ковьелло — надежда и гордость итальянского балета.
Английские солисты Сара Лэмб и Стивен МакРэй, покорившие сердца публики во время июньских гастролей Ковент-Гарден, выйдут в «Лебедином озере». Виртуозный кубинский танцовщик Йоэль Карреньо, ныне солист Норвежского балета, выступит в «Снегурочке» и «Корсаре», а солисты Мариинского театра Мария Ширинкина и Владимир Шкляров станцуют в «Спящей красавице».
В это в время на Новой сцене Большого театра состоится показ балета Бориса Эйфмана «Реквием». По традиции, сложившейся еще в советские времена работы Мастера в Петербурге не всегда замечают, на что знаменитый хореограф не просто обиделся, а написал гневное письмо в адрес организаторов петербургской премии «Золотой софит» и отправился покорять Москву, которая всегда была к нему более благосклонной.
В Большом театре в этом сезоне ожидаются три новых спектакля. Юрий Григорович к концу октября восстановит один из своих лучших балетов — «Легенду о любви», премьера которой состоялась в 1961 году в Ленинграде, а в 1965-м балет был поставлен в Большом.
С тех пор «Легенда о любви» никогда надолго не покидала сцены Маринки и Большого.
Создатель театра Киев модерн-балет» Раду Поклитару в содружестве с британским режиссером Декланом Доннелланом, уже работавшие вместе над «Ромео и Джульеттой» в 2003 году, готовят мировую премьеру балета «Гамлет», а хореограф Юрий Посохов ставит с Кириллом Серебренниковым «Героя нашего времени».
Опыт сотрудничества хореографов с режиссерами драмтеатра известен давно, но успешным его назвать трудно. Такие «союзы», за редким исключением («Ромео и Джульетта» Л. Лавровского и С. Радлова), больше способствуют разобщению хореографического и драматического начал в спектакле, чем их единению.
Другим громким событием балетного сезона может стать спектакль Джона Ноймайера «Татьяна», поставленный по мотивам пушкинского «Евгения Онегина». Премьера «Татьяны» состоится в Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко в начале ноября. Но это не единственный сюрприз, приготовленный «Стасиком».
6 сентября в рамках Фестиваля китайской культуры в России состоится выступление Пекинского театра современного танца «Дракон», основанного знаменитым киноактером Джеки Чаном. Зрители увидят завораживающее действо — спектакль «Врата Шаолиня», в котором изысканная хореография сочетается с боевыми искусствами.
А еще в сентябре-октябре в рамках фестиваля Dance Inversion на сцене «Стасика» пройдут вечера американского балета. Хореограф Азур Бартон представит созданный ею спектакль Awaa (Мать) о зарождении человеческой жизни, а хореограф Шен Вей покажет москвичам «Весну священную» и «Сложение».
Валерий Модестов, “Вечерняя Москва”