Новый сезон Татарского академического театра оперы и балета имени Мусы Джалиля начнется с мировой премьеры: 26 и 27 сентября 2023 на сцене театра – балет «Иакинф» Резеды Ахияровой.
Автором либретто выступил поэт Ренат Харис, оригинальную хореографию создал Александр Полубенцев, художник-сценограф – Вячеслав Окунев, музыкальный руководитель постановки и дирижер – Айрат Кашаев.
В центре нового спектакля – яркая, полная неожиданных взлетов и падений, судьба архимандрита Иакинфа (Никиты) Бичурина (1777-1853), выпускника Казанской духовной семинарии, основоположника отечественной синологии, первого исследователя Китая, получившего европейскую известность.
Действие трех актов спектакля происходит в разных городах – Казани, Пекине, Санкт-Петербурге, отражая перипетии непростой судьбы главного героя. Красочные декорации и костюмы разработаны Вячеславом Окуневым (Санкт-Петербург). Его авторскую концепцию дополняют видеопроекции художника Виктории Злотниковой и работа художника по свету Ирины Вторниковой.
Хореографию спектакля поставил Александр Полубенцев – заслуженный деятель искусств РФ, профессор, заведующий кафедрой режиссуры балета Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А.Римского-Корсакова, ранее поставивший на казанской сцене спектакли «Дама с камелиями» на музыку Дж.Верди (2011), «Carmina Burana, или Колесо Фортуны» на музыку К. Орфа (2014).
«Работая над балетом, я открыл для себя бездонную галактику китайской культуры, с ее богатейшими традициями, философией, особым внутренним миром и специфической пластикой,
– рассказал Александр Полубенцев.
– Мне хотелось, чтобы в спектакле была подлинная китайская хореография: для этого пришлось изучить аутентичный танец этой страны. Во втором акте посредством пластики представлены важные составляющие культуры Китая – письменность (иероглифы), единоборства (кунг фу), старейшая разновидность китайской оперы куньцюй…».
Для композитора Резеды Ахияровой «Иакинф» – уже четвертый спектакль, поставленный на сцене театра им. М. Джалиля. Ранее здесь состоялись премьеры ее опер «Любовь поэта» (2006) и «Сююмбике» (2018), а также балета «Золотая Орда» (2013). Все они были созданы в сотрудничестве с Ренатом Харисом – народным поэтом Татарстана, лауреатом Государственной премии России.
«Музыка в балете разноплановая, в ней присутствуют образы и интонации разных культур,
– поделилась Резеда Ахиярова.
– В начале спектакля звучит одна подлинная народная тема – чувашская песня «Алран кайми». В остальном я нигде не использовала заимствований: и православная молитва-благословение, и разнообразные китайские танцы, и музыка в сцене, изображающей многоликую, многонациональную Казань, и вальс с полонезом, звучащие в картине светского петербургского бала, – полностью авторские».
«Музыка балета «Иакинф» по-настоящему восхитила меня: она тонка, разнообразна, абсолютно театральна, образна и невероятно красива. Это материал очень высокого качества, поэтому уверен, что слушатель оценит его по достоинству.
Вызывает глубокое уважение то, что Татарский театр оперы и балета периодически ставит новые произведения современных авторов. В республике придается правильное и высокое значение развитию профессионального музыкального искусства»,
– считает музыкальный руководитель постановки и дирижер Айрат Кашаев.
Главные партии в спектакле исполнят ведущие солисты балетной труппы ТАГТОиБ им.М.Джалиля: Ильнур Гайфуллин, Михаил Тимаев, Вагнер Карвальо, Антон Полодюк, Аманда Гомес, Александра Елагина, Лада Старкова и другие.
В спектакле задействованы артисты балетной труппы ТАГТОиБ им. М. Джалиля, артисты хора театра, детский хор, а также учащиеся Казанского хореографического училища.
Премьера балета «Иакинф» проходит под эгидой Года национальных культур и традиций в Республике Татарстан и в преддверии 150-летия Казанской Оперы.
«В нынешних условиях, когда внимание народов, государств друг к другу, их дружба и сотрудничество имеют важнейшее значение в сохранении мира на Земле и человечества на ней, сам факт постановки в многонациональной, многоконфессиональной России балета «Иакинф» татарстанским театром, как мне кажется, приобретает глубокий смысл»,
– отметил Ренат Харис.
Пресс-служба Татарского академического театра оперы и балета имени Мусы Джалиля