12 октября 2023 года, в четверг, в Концертном зале «Зарядье» Капелла России имени А. А. Юрлова и Государственный хор имени А. В. Свешникова откроют Второй совместный музыкальный фестиваль.
В этом году он посвящается 60-летию творческой деятельности художественного руководителя коллективов, народного артиста России, профессора Геннадия Дмитряка
Предыдущие концерты совместного фестиваля Капеллы и Госхора прошли с огромным успехом. В 2022 году объединенный 110-голосый хор представил слушателям масштабные интерпретации произведений Генделя, Видора, Кодая, Танеева, Гаврилина.
В этом сезоне к открытию фестиваля Капелла и Государственный хор подготовили яркую, красочную программу, объединяющую редко исполняемые произведения хоровой и вокально-симфонической музыки: «Лик человеческий», Четыре рождественских мотета Франсиса Пуленка, кантату «Катулли Кармина» Карла Орфа.
«В последнее время хоровые сочинения Пуленка вызывают у меня все больший интерес. При всей сложности и оригинальности композиторского стиля его музыка очень искренняя, живая, идущая из глубины души. Сам Пуленк признавался, что в хоровой музыке полностью выразил себя, показал подлинную сущность своего «я»,
– отмечает Геннадий Дмитряк.
«Лик человеческий» – масштабная хоровая фреска для 12-голосного хора, посвященная трагическим событиям Второй мировой войны. Восемь частей кантаты отражают широкий спектр человеческих переживаний – ненависть, любовь, презрение, надежду, готовность к сопротивлению.
«Кантату «Лик человеческий» мы уже исполняли на предыдущем фестивале. Это фантастическое произведение! В нем столько страсти, чувств, такое разнообразие тембральных красок! Мы работаем над богатым хоровым звучанием кантаты, как с симфонической партитурой. Произведение крайне редко исполняется, поскольку оно очень сложное, требует большого хорового состава. У нас такой состав есть, поэтому мы решили его повторить»,
– говорит Геннадий Дмитряк.
Другим полюсом хоровой музыки Пуленка на концерте станут Четыре рождественских мотета. Светлая, проникновенная лирика этого произведения черпает вдохновение в евангельской истории рождения Спасителя в мир. Четыре части произведения последовательно воспроизводят евангельские события Рождества Христова. Первый номер «O magnum mysterium» – это рассказ пастухов о младенце.
Во втором номере «Quem vidistis pastores dicite» описываются явление Вифлеемской звезды и дары волхвов. Содержанием третьего номера «Videntes stellam» становится рассказ о поклонении волхвов, ангелов и людей Христу. Заключительный четвертый номер «Hodie Christus natus est» воспевает рождение Христа. В этом цикле старинные европейские музыкальные жанры – мадригал, мотет – оживают в новой стилистике XX столетия.
«Ненавижу и все же люблю. Как возможно? – ты спросишь. Не объясню я. Но так чувствую, смертью томясь», – эти строки древнеримского поэта Гая Валерия Катулла можно назвать смысловым центром кантаты «Катулли Кармина» Карла Орфа. Душевные переживания поэта, вызванные любовью к красивой, образованной, но ветреной Лесбии, нашли воплощение в песнях Катулла, которые Орф объединил в сквозное многочастное хоровое сочинение.
Он назвал его «сценическими играми», предполагая, что хор по образцу хора античного театра будет комментировать запутанную интригу во взаимоотношениях Катулла и Лесбии. О самой возможности «вечной любви и верности» здесь есть что сказать и пылкой молодёжи, и скептически настроенным старикам.
«Катулли Кармина» черпает вдохновение в античном театре, где хор был не только главным действующим лицом действия, но выражал переживания, мысли, чувства героя. Почти вся кантата написана для хора a cappella, за исключением крайних частей – пролога и эпилога, в которых звучат ударные инструменты и четыре рояля.
Партию Катулла исполнит солист Капеллы Валентин Хмелёв, Лесбии – солистка Государственного хора Гиляна Дорджиева. В составе фортепианного квартета – молодые пианисты, лауреаты многочисленных престижных премий: Варвара Кутузова, Филипп Руденко, Федор Орлов, Аксинья Потёмкина.
Дирижер – народный артист России Геннадий Дмитряк.
Пресс-служба Капеллы России имени А. А. Юрлова