
В программе концерта – две симфонии Моцарта – № 5, созданная 9-летним вундеркиндом Вольфгангом Амадеем, и знаменитая № 40 – предпоследняя его симфония, ставшая, возможно, самым популярным в истории произведением в этом жанре.
Между ними – чарующий Концерт для кларнета с оркестром ля мажор, который Моцарт написал буквально за несколько месяцев до смерти и посвятил своему другу – кларнетисту Антону Штадлеру.
На партитуре 5-й симфонии значится: “Гаага, декабрь 1765”. Вольфгангу 9 лет. Семья Моцартов покинула Зальцбург летом 1763, вернулась осенью 1766. “Большое путешествие” продолжалось более трёх лет.
Дети (Наннерль и Вольфганг) переутомлены постоянными переездами и концертами. На следующий день после прибытия в Гаагу Наннерль заболевает брюшным тифом, а 15 ноября той же болезнью заболевает Вольфганг. В течение двух месяцев жизнь его находится в опасности.
“Он ещё лежал в постели, но ему должны были подкладывать, доску, чтобы он мог писать на ней” (Г. Аберт)
Симфония примечательна, в частности, заимствованием темы финала из клавирного концерта Иоганна Кристиана Баха, с которым Вольфганг общался во время пребывания путешественников в Лондоне (много позже эта тема появится в одном из номеров “Свадьбы Фигаро”) , а также чудесной медленной частью в соль миноре. Это одно из первых сочинений Моцарта в соль миноре (и, безусловно, первое, столь значительное), предваряющее будущие шедевры в этой тональности – струнный квинтет, фортепианный квартет, арию Памины из “Волшебной флейты” и, конечно, 40-ю симфонию.
Тональность соль минор “смешивает с серьезностью настороженную нежность, но создает также грацию и очарование”, как пишет известный композитор и теоретик XVIII века Иоганн Маттезон.
40-я симфония Моцарта столь популярна, что говорить о ней не имеет смысла. Разве что о том, что популярность отчасти мешает воспринять её поразительное совершенство и глубокий, правдивый трагизм.
Кларнетовый концерт считают последним завешенным сочинением Моцарта. Первоначально он был написан для редкой разновидности кларнета – бассет кларнета, но уже в первом издании (посмертном) сольная партия была адаптирована для кларнета обычного.
Среди друзей Моцарта в последний период его жизни был известный тогда кларнетист Антон Штадлер. Для него и были написаны такие шедевры, как Кларнетовый квинтет и Концерт Ля мажор.
Всё же представляется неслучайным, что последнее сочинение Моцарта было отдано инструменту с этой удивительной окраской звука (“печаль моя светла”) и с уникальной способностью начинать звук из тишины и уводить его в тишину так пластично, что исчезновение его невозможно проследить до конца.
И кажется, что таков и путь Моцарта –
“Как некий херувим,
Он несколько занёс нам песен райских,
чтоб после улететь!”
29 мая 2023 года, 19.00. Малый зал “Зарядье”. Камерный оркестр Большого театра, дирижёр – Михаил Цинман, солист – Сергей Петров (кларнет).
Пресс-служба Камерного оркестра Большого театра