Мариинский театр продолжает отмечать 175-летие исторических гастролей Гектора Берлиоза в России. 7 ноября 2022 года в 18:00 в Концертном зале прозвучит главная опера композитора — «Троянцы».
В каждой из частей дилогии ведущие женские партии исполнят звезды оперной труппы Екатерина Семенчук (Дидона) и Татьяна Сержан (Кассандра). Их партнерами станут Иван Гынгазов (Эней), Юрий Воробьёв (Нарбал), Анна Кикнадзе (Анна), Григорий Чернецов (Хореб). По признанию Валерия Гергиева, который продирижирует пятичасовой дилогией, Берлиоз относится к числу его любимых композиторов.
Для Гектора Берлиоза гастроли в Петербург 175 лет назад обернулись большим событием и огромным успехом. Не получавший должного признания на родине, он, как и многие музыканты того времени, искал свою публику за границей.
Его имя стало известно в Петербурге задолго до приезда самого композитора. Источники пишут минимум о четырех концертах, где звучала его музыка, но по-настоящему Берлиоза в столице прославило исполнение Реквиема в 1841 году в зале Энгельгардта (ныне Малый зал Петербургской Филармонии).
Большой успех сочинения в далекой, неизведанной России казался композитору невероятным, хотя он неоднократно слышал, в том числе от Ференца Листа, о грандиозном приеме, который оказывали в Петербурге гастролирующим иностранным артистам.
Шесть лет спустя Берлиоз решается на поездку, которая по его опасению «займет вечность», и в 1847 году впервые прибывает в России. Этому визиту во многом способствовал Михаил Глинка, познакомившийся с французским коллегой в Париже в 1845 году. Он отмечал:
«Случай свел меня с несколькими милыми людьми, и в Париже я нашел немногих, но искренних и талантливых приятелей. Самая примечательная для меня встреча – это, без сомнения, с Берлиозом».
Известно, что в 1847 году Берлиоз дал в сумме пять авторских концертов в России: четыре – в Петербурге и один – в Москве. Сам композитор упоминает также, что выступал в Петербурге на благотворительном вечере. Он дирижировал самыми известными своими произведениями: симфонией с хором «Ромео и Джульетта», знаменитой «Фантастической симфонией», посвященной российскому императору Николаю I, драматической легендой «Осуждение Фауста» и другими.
Эти концерты имели оглушительный успех: Берлиоза не отпускали со сцены и вызывали овациями больше 10 раз, некоторые сочинения по требованию публики были исполнены дважды за один вечер. В своих «Мемуарах» композитор писал:
«Когда кончился первый концерт, кончились объятия, и я выпил бутылку пива, я решился спросить о финансовом результате опыта: 18 000 франков. Мне осталось 12 000 чистой прибыли. Я был спасен. Тогда я машинально обратился на юго-запад и, глядя по направлению к Франции, не мог удержаться, чтобы не пробормотать: “Вот так, любезные парижане!”».
Несмотря на теплый прием и неизменное желание вернуться, второй и последний раз Берлиоз приехал в Россию лишь 20 лет спустя – в 1867 году по приглашению и при поддержке ее императорского высочества великой княгини Елены Павловны.
Дав шесть концертов, и вновь посетив Петербург и Москву, Берлиоз представил в России свои лучшие сочинения, дирижировал симфониями Бетховена, познакомил петербуржцев с операми Глюка. Известно также, что в начале 1868 года он посетил оперу Глинки «Жизнь за царя» в Мариинском театре, открытом в 1860-м.
В феврале 1868 года Гектор Берлиоз покинул Россию. На память он оставил свою дирижерскую палочку – в надежде, что однажды снова возьмет ее в руки, стоя перед петербургской публикой. Через год, в марте 1869-го, композитора не стало.
Пресс-служба Мариинского театра