В рамках Международного фестиваля “Опера – всем” вечером 19 июля 2012 в Парадном дворе Михайловского замка петербуржцы и гости города смогут услышать оперу П. И. Чайковского “Иоланта”.
Знаменитое произведение прозвучит в исполнении хора и оркестра Санкт-Петербургской государственной консерватории. Дирижер – Фабио Мастранжело.
Режиссер – Юлия Прохорова. Солисты: Иоланта – Анна Нечаева (лауреат международных конкурсов), Водемон – Михаил Губский (заслуженный артист России, солист Большого театра России), Роберт – Григорий Чернецов (лауреат международного конкурса), король Рене – Юрий Мончак (лауреат международных конкурсов, солист Михайловского театра).
«Иоланта» – последняя опера П. И. Чайковского. Композитор приступил к ее написанию в 1891 году. Непосредственным поводом для начала работы по¬служил заказ директора Императорских театров князя И. А.Всеволожского, причем одноактной опере «Иоланта» отводилось место в один вечер с балетом «Щелкунчик» – также заказом дирекции.
Первое представление оперы (вместе с балетом «Щелкунчик»), состоялось 6 (18) декабря 1892 года в петербургском Мариинском театре в постановке Э. Ф. Направника.
Сказочная история слепой Иоланты, исцелившейся благодаря любви, заключала в себе, очевидно, болезненную для Чайковского истину о недостижимости идеальных чувств. Вечный мрак, в котором безмятежно и спокойно живет не подозревающая о своем несчастье дочь короля Рене, является для композитора отражением земной реальности человеческих взаимоотношений.
Абсолютным выражением идеи оперы стал финальный хор, прославляющий свет разума, нравственности и чистоты. «Иоланта» – последнее сочинение композитора – его послание всем, восторженный, лучезарный гимн любви; его торжествующая, несмотря на перенесенные страдания, уверенность в необратимости счастья.
«Очень трогательная и нежная история. Мне очень нравится музыка в этой опере, нравится сюжет, нравится партия Иоланты – одна из сложнейших партий в русской опере.
В этой опере есть что сыграть – ведь слепота Иоланты – это метафора, и ее прозрение физическое становится прозрением духовным для ее отца и окружающих. Гимн Творцу, завершающий оперу есть гимн мирозданию, свету. Он оказывает сильнейшее воздействие на слушателей»,
– говорит режиссер Юлия Прохорова.
Дирижера Фабио Мастранжело можно считать самим знаменитым итальянцем в музыкальных кругах современной России.
Он – главный дирижер и художественный руководитель оркестра Государственного Эрмитажа «Камерата», художественный руководитель ансамбля солистов «Новосибирская камерата», главный приглашенный дирижер Новосибирского академического симфонического оркестра, Государственного симфонического оркестра Татарстана, постоянный приглашенный дирижер Мариинского театра и Государственного театра музыкальной комедии Санкт-Петербургa.
Фестиваль «Опера – всем» проходит в Петербурге с 12 по 23 июля. Фестиваль представляет свои постановки не в пространстве оперных театров, а на площадях и в парках города. Проект носит социальную направленность – вход на оперные постановки под открытым небом бесплатный.
«Идея фестиваля состоит в содействии процессу сближения широкой публики с лучшими творениями человеческого духа. Это возможно осуществить средствами оперы, потому что опера – самое массовое по арсеналу средств музыкальное искусство.
В опере есть хоры, солисты, оркестр. Опера может воздействовать изобретательным изобразительным рядом. Кроме того, в жанре оперы есть свои шлягеры, способные, если сделать их доступными, привлечь к себе сердца людей.
Практика европейских стран и едва наметившаяся тенденция на некоторых центральных каналах отечественного телевидения, организующих конкурсы оперных певцов, дают основание предполагать, что цель фестиваля может быть достигнута»,
– отмечают устроители фестиваля.
Ранее петербуржцы уже смогли послушать «Жизнь за царя» Глинки в исполнении оркестра Государственного Эрмитажа и камерного хора Смольного собора на Соборной площади Петропавловской крепости, «Снегурочку» Римского-Корсакова на лужайке перед Елагиным дворцом в исполнении оркестра Государственного Эрмитажа и «Демона» Рубинштейна в исполнении оркестра и хора Санкт-Петербургской консерватории во дворе Академической капеллы.
В понедельник, 23 июля, в Михайловском театре в рамках закрытия фестиваля состоится Гала-концерт звезд оперной сцены.