20 апреля 2024 в 16.00 в музее-квартире Н. С. Голованова (Москва, Брюсов переулок 7, кв. 10) состоится концерт «Диалоги», в котором примут участие лауреат международных конкурсов, артист камерного оркестра «Виртуозы Москвы» Андрей Мартыненко (контрабас), лауреаты международных конкурсов Мария Петунина (виолончель), Яна Батина (фортепиано).
Программа концерта «Диалоги» – это вовлечение в общение трёх инструментов (контрабаса, виолончели и фортепиано) на самые разные темы: жизни, смерти, борьбы, человеческих конфликтов, радости и веселья, умиротворения.
Диалог между контрабасом и виолончелью, контрабасом и фортепиано, или диалог артиста (виолончель) с самим собой, своим внутренним «я», – путь от созерцательного, небесного «Адажио» Шуберта до саркастичного и задорного Шостаковича.
Солисты подготовили редко исполняемые произведения, о каждом из которых будет рассказ перед выступлением.
Фрэнк Прото родился в Бруклине в 1941 году. Он начал учиться игре на контрабасе в возрасте 16 лет в Высшей школе исполнительских искусств в Нью-Йорке. Получил степень магистра в школе искусств Манхэттена. Как композитор, он был самоучкой. На своем выпускном концерте в 1963 году, не найдя подходящего национального репертуара для контрабаса, Прото решил написать свое собственное произведение. Получившаяся Соната 1963 года для контрабаса и фортепиано стала его первым сочинением.
Произведение состоит из четырех частей, со слышимым контрастом между второй и третьей. В Сонате используется приём джазового пиццикато.
«Иногда я слышу, как исполняют мои произведения, например, контрабасовую сонату «1963». Эта пьеса была проблематичной с самого дня выхода, потому что в ней есть джаз.
Партия фортепиано – это то, что доставляет всем проблемы. Большинство басистов свободно владеют джазом, но мне нужен пианист, владеющий всей классической техникой, который мог бы по-настоящему раскрутить ее и свинговать… и я вам скажу, что эти двое никогда не сойдутся в такте!»
Бенджамин Бриттен
В 1960-е годы Бенджамин Бриттен познакомился с Мстиславом Ростроповичем во время его гастролей по Европе. Мстислав Леопольдович покорил композитора своим исполнением 1-го концерта Шостаковича. В 1965 году по приглашению знаменитого виолончелиста и его жены певицы Галины Вишневской Бриттен приехал в СССР.
Первой появилась виолончельная соната в пяти частях, затем виолончельная симфония и 3 сольные сюиты. Бриттен писал всегда с расчетом не только на творческий, но и человеческий, личностный облик исполнителя:
«Я всегда люблю писать музыку не вообще для исполнителей, пусть замечательных, но мне не знакомых, а для людей, которые мне близки душевно… Для меня это все конкретные и дорогие люди, и когда я пишу, я думаю о них, я вижу и слышу их».
В Олдборо, приморском английском городке, где жил композитор, проводились фестивали музыки Бриттена с участием Ростроповича и Вишневской, а в августе 1965 года они вместе отправились в Армению, в Дилижан, и там провели бриттеновский фестиваль, ставший блестящим музыкальным праздником. На этом фестивале впервые и была исполнена сюита для виолончели соло.
Сюита состоит из 9-ти частей:
- Canto primo: Sostenuto e largamente
- Fuga: Andante moderato
- Lamento: Lento rubato
- Canto secondo: Sostenuto
- Serenata: Allegretto pizzicato
- Marcia: Alla marcia moderato
- Canto terzo: Sostenuto
- Bordone: Moderato quasi recitativo
- Moto perpetuo e Canto quarto: Presto
В сюите композитор отразил не только силу темперамента выдающегося виолончелиста, но и образно воплотил силу человеческого духа, его борьбу со страстями и мраком. Весь цикл представляет собой палитру состояний, через которые проходит человеческий дух. Данный образ композитор воплотил через сквозную лейт-тему. Она не оставляет нас до самого конца и пронизывает всё сочинение.
Периодически она расщепляется и трансформируется, уходит на задний план, чтобы в самом финале предстать перед нами с новой силой в своём непобедимом первоначальном варианте.
Дмитрий Шостакович – пьес для двух скрипок (в переложении для виолончели и контрабаса с фортепиано А. Мартыненко). Опус 34
- Прелюдия
- Гавот
- Элегия
- Вальс
- Полька
Дмитрий Дмитриевич Шостакович в своем творчестве обращался ко всем основным музыкальным жанрам. В его композиторском наследии есть симфонии, оперы, балеты, сонаты для сольных музыкальных инструментов (фортепиано, скрипки, альта, виолончели), романсы и песни, музыка к кинофильмам и драматическим спектаклям, пьесы для фортепиано и т.д.
Камерные произведения создавались Шостаковичем в течение сорока лет, начиная с 30-хх годов ХХ в.
Им создано пятнадцать струнных квартетов, два трио для фортепиано, скрипки и виолончели, сонаты для скрипки, для альта и виолончели, и др.
Шостакович был новатором в музыке. Его эксперименты с жанрами и формами были иногда трудны для восприятия публикой. Его симфонии и поздние квартеты полны трагизма, размышлений о смерти, рефлексии о мировых событиях ХХ века. В противовес этому автор создал ряд сочинений, которые привлекают нас простотой, мелодичностью и легкостью.
В 5 пьесах для двух скрипок и фортепиано Шостакович использует хорошо знакомые и звучащие повсеместно бытовые танцы – Гавот, Вальс и Полька,- прекрасно контрастирующие с лирическими Прелюдией и Элегией. Прозвучит переложение Андрея Мартыненко для виолончели, контрабаса и фортепиано.
Соб. инф.