14 января 2023 в Российском национальном музее музыки будет исполнена уникальная программа: переложения скрипичных сонат для виолончели и фортепиано.
Виолончелист Илья Яшин и пианистка Яна Батина объединили в программе крупнейшие камерные сочинения для скрипки и фортепиано: сонату до минор Эдварда Грига, сонату «Posthume» Мориса Равеля и сонату ля мажор Сезара Франка.
Выбор каждой сонаты, по утверждению исполнителей, не случаен.
Сонату Э. Грига переложил для виолончели и фортепиано известный русский виолончелист Иван Сканави, обнаружив, что манускрипт второй части был написан автором именно для такого состава инструментов, а лишь после написания крайних частей соната была издана для скрипки.
Соната С. Франка уже традиционно исполняется совершенно разными инструментами. Но стоит отметить, что вариант для виолончели и фортепиано издавался ещё при жизни композитора, а дошедшие до нас легенды гласят, что соната изначально создавалась с расчётом на виолончель, но в последний момент стала свадебным подарком скрипачу Эжену Изаи, которому и посвящена.
По крайней мере, все виолончелисты очень хотят в это верить.
Не столь часто исполняемая соната «Posthume» Мориса Равеля обозначается переложением Ильи Яшина, но по утверждению самого исполнителя, это всего лишь формальность.
Это произведение исполняют на многих инструментах: скрипка, флейта, альт, а также виолончель и даже саксофон… По банальной причине отсутствия изданий таких переложений, исполнители сами погрузились в трудности транскрипции.
Само происхождение этой сонаты стало причиной для ее исполнения не только на скрипке: под влиянием музыки С. Франка, молодым Равелем была написана соната и осталась неизданной. Только в 1975 году было выпущено посмертное издание, отсюда и титульное название – «Posthume».
По всей видимости, неуверенность автора в своей сонате и поставила исполнителям вопрос: «А что, если он был не уверен в составе инструментов?».
Мы никогда не узнаем, действительно ли был у трёх гениев изначальный замысел создать такую музыку для виолончели и фортепиано, но мы имеем шанс услышать все три сонаты в одном концерте и прийти к своему личному выводу.
ClassicalMusicNews.Ru