Лекционный курс “История музыки” Дениса Хорова, композитора, арт-директора творческих проектов Мемориального музея А. Н. Скрябина смогут услышать москвичи в сентябре в Гостином дворе.
Как отличить хорошую музыку от плохой? С чего начиналась музыка?
На эти и другие вопросы москвичам ответит член Союза московских композиторов и Союза композиторов РФ, выпускник Московской Государственной консерватории им. П. И. Чайковского, композитор Денис Хоров.
На примерах известных композиторов слушатели ознакомятся с эпохой, стилем, направлением, композиторскими школами разных веков.
Для правильного понимания музыки важно еще и понимание контекста музыкального произведения. Так, “Революционный этюд” Шопена, написанный им сразу после подавления польского восстания в 19 веке был запрещенной музыкой и ее нельзя было исполнять публично, а сейчас это произведение стало классикой.
Денис расскажет о политическом и социальном воздействии композиторов, расскажет об основных составляющих композиторского искусства.
Денис Хоров, арт-директор творческих проектов Музея Скрябина:
“Рассказать историю мировой музыки за 10 лекций крайне сложно. Начну я курс с самого понятия “композитор”.
Становление композитора – это начало 14 века. Первая часть каждой лекции теоретическая, второй этап – аудиальная, мы будем слушать и беседовать, обсуждать услышанное, а третий – что-то вроде домашнего задания, когда слушатели должны будут сами что-то прочитать дома. Такое творческое домашнее задание.
Живых музыкантов, к сожалению, не будет. Слушать мы будем преимущественно в записи различные европейские ансамбли, которые играют такую старинную музыку на старинных инструментах.
Одна из последних лекций будет посвящена московской национально композиторской школе – мы там рассмотрим генезис появления у нас композиторов.
Мало кто знает, что первый дипломированный московский композитор – Петр Ильич Чайковский. А до этого консерватория была только в Санкт-Петербурге и все остальные музыканты – такие как Римский-Корсаков и вся “Могучая кучка” – они получали образование в непрофесиональных институциях.
Расписание
12 сентября – лекция №1 «Музыкальная культура эпохи Средневековья. Рождение профессионального творчества. Первые композиторы». Особенности европейской музыкальной культуры в период с IX по XV вв. Корни зарождения профессионального музыкального искусства и его ключевые особенности. Изобретение новых художественных методов и техник. Истоки композиторских школ Средневековья. Творчество Ars antiqua (Школа Нотер-Дам), Ars nova (Филипп
19 сентября – лекция №2 «Возрождение. Музыка Барокко. Новое в теории музыки и исполнительской практике». Генезис основных музыкальных форм и жанров Возрождения. Теория аффектов в музыке. Теория гармонии Нового времени. Тональность как система музыкального мышления особого типа. Творчество Ж.-Б. Люлли, Ж. Ф. Рамо, Ф. Куперена А. Скарлатти, А. Вивальди. Революционная новизна в теории музыки и исполнительской практике Возрождения.
26 сентября – лекция №3 «Церковное и светское в музыкальном искусстве Европы. Творчество И. С. Баха, Г. Ф. Генделя, К. Монтеверди». Между полифонией и гомофонией в музыке. Специфика политического и церковного в музыке. Творчество Иоганна Себастьяна Баха как музыкальное воплощение стиля барокко. Георг Фридрих Гендель в противостоянии итальянскому искусству, «война» в музыкальной культуре Англии. Клаудио Монтеверди и рождение Оперы.
3 октября – лекция №4 «Классицизм в музыке». Особенности музыкальной классической формы. Новые музыкальные инструменты. Формирование симфонического оркестра. Дворцовая музыкальная культура. Первые оперные и свободные театры. Фигура композитора в контексте эпохи Просвещения.
10 октября – лекция №5 «Йозеф Гайдн и первые классицисты в музыке». Музыкальная культура Австрии. Феномен придворного музыканта. Дом Эстерхази. Новая система в музыкальном образовании. Ключевые черты стиля Й. Гайдна. 104 симфонии Й. Гайдна. Изобретение как авторская модель в композиции. Наполеон и смерть композитора.
17 октября – лекция №6 «Вольфганг Амадей Моцарт и культ музыкального гения в европейской культуре». Культ гения в музыке. Культура музыкального салона. Леопольд Моцарт и менеджмент культуры. Гастроли Моцартов. Борьба за свободу и Венский период. Констанция Моцарт и семья композитора. Оперы Моцарта и их первые театральные воплощения. Неиссякаемая вариантность музыкальных решений как главная черта гениальности. Реквием, мистика и смерть. Жизнь после Моцарта.
24 октября – лекция №7 «Людвиг ван Бетховен и Великая Французская Революция». Революция и музыка. Композитор – герой. Бетховен как главный идеолог «Венской классической школы». «Второй Моцарт» и домашний террор. Культура музыкальной импровизации как предтече формата сольного концерта. Манифест композиции. Культура меценатства. Хайлигенштадтское завещание и потеря слуха. 9 симфоний Л. Бетховена. Бетховенская фортепианная школа. «Русские» квартеты Л. Бетховена. «Торжественная месса» и смерть. Память и культ.
31 октября – лекция №8 «Романтизм в музыке. Новый герой». Роман и музыка. Интерпретация понятия «романтизм» и его символика в музыке XIX века. Новый герой. Мировоззрение и темы. Творчество Франца Шуберта, Ференца Листа (Австро-Венгрия), Феликса Мендельсона, Роберта Шумана (Германия), Никколо Паганини (Италия), Жоржа Бизе, Гектора Берлиоза (Франция), Фредерика Шопена (Польша), Эдварда Грига (Норвегия), Яна Сибелиуса (Финляндия). Идея «Чистого искусства». Рождение сольного концерта и актуальных исполнительских практик. Национальные композиторские школы Европы.
7 ноября – лекция №9 «Поздний Романтизм. Смерть и новая жизнь тональности». Вторая промышленная революция и Долгая депрессия в Западной Европе. Симфонизм как основополагающий тип музыкального мышления. Идеи музыкальной драмы и новый этап в развитии больших жанров (опера, симфония). Творчество Антона Брукнера, Густава Малера, Иоганнеса Брамса, Рихарда Вагнера, Рихарда Штрауса. Завершающий этап «классической» тональности и предпосылки к её перерождению. «Новая музыка» как предвестник войны.
14 ноября – лекция №10 «Русская национальная композиторская школа. Русская музыка с середины XVIII до начала XX вв». Генезис и эволюция русской музыки. Особенности европейской музыкальной традиции внутри русской культуры. Идея «национального искусства». Борьба с итальянской оперой. Первая консерватория. «Могучая кучка» – основные идеи и реализация национально-эстетических принципов. Формирование «русских» тем в музыке, их истоки и воплощение. Творчество Дмитрия Бортнянского, Максима Березовского, Михаила Глинки, Александра Даргомыжский, композиторов «Могучей кучки», Николая Римского-Корсакова, Александра Лядова, Петра Чайковского, Сергея Рахманинова, Александра Скрябина.
Гостиный двор — Аудитория 271. Адрес: улица Ильинка, дом 4. Ближайшие станции метро «Китай-город» и «Площадь Революции».
Стоимость абонемента на полный курс – 2700 рублей.
Стоимость билета на разовую лекцию – 300 рублей, льготного – 100 рублей.
Сергей Шахиджанян, Вечерняя Москва