17 июня 2024 в ДК Рассвет оркестр Internum Sonus исполнит сочинения Шостаковича и Вайнберга.
Коллектив под руководством дирижёра Дмитрия Королёва подготовил программу произведений XX века, посвящённую легендарному Рудольфу Баршаю.
Созвучные друг другу сочинения – Камерная симфония Д. Шостаковича (оркестровка его Квартета № 8) и Симфониетта № 2 М. Вайнберга – программа, наилучшим образом иллюстрирующая грани творческой деятельности Рудольфа Борисовича.
Выйдя далеко за пределы просто дирижёрской работы, он, чувствуя нерв свой эпохи, знал какую музыку надо доносить до слушателя. Так родилась версия 8-го Квартета Шостаковича для камерного оркестра; так же впервые со сцены прозвучала Симфониетта № 2 Вайнберга, получившая посвящение Баршаю.
Пересечения между двумя произведениями слышны даже неподготовленному слушателю – поток напряжения, иронии, отголосков проблем времени их создания; сочинения объединяет и год появления на свет – 1960. И, что не менее важно, персоналии авторов.
Два сочинения объединяют не только фигура Баршая, год написания (1960-й) и общность мотивов и интонаций, но и отношения между самими авторами — композиторы дружили, обсуждали и играли музыку друг друга.
Шостакович посвящает квартет «жертвам фашизма», но считает его «некрологом самому себе» (формулировка из его письма другу), Вайнберг (которого вы все, кстати, можете знать по музыке к советскому Винни-Пуху) к 1960 году уже пережил арест — от длительного заключения или даже гибели его спасла смерть Сталина. Баршай, эмигрировавший из СССР в 1977 году, сделал многое для того, чтобы эти сочинения стали известны в мире.
Концерт предвосхитит вступительное слово об идее программы и возникающем диалоге между двумя сочинениями от аспиранта Московской консерватории, автора статей о музыке XX и XXI веков, музыковеда Юлии Кошелевой .
Программа концерта:
Дмитрий Шостакович, Камерная симфония «Памяти жертв фашизма и войны» (оркестровка Струнного квартета № 8), op. 110а
Мечислав Вайнберг, Симфониетта № 2 для струнного оркестра и литавр, op. 7
Мария Суворова