После нескольких месяцев странствий Даниил Коган вновь возвращается на московские сцены, подготовив для столичных поклонников своего искусства новый оригинальный репертуар. В завершении нынешнего года остается всего пара возможностей, чтобы «поймать» и услышать этого скрипичного виртуоза.
Уже совсем скоро, 2 декабря 2022, Коган выступит на популярной арт-провокационной площадке ДК «Рассвет». Пусть и с небольшим опозданием, он отпразднует 240-летие со дня рождения демонического Никколо. Но вот-те раз! На концерте не прозвучит ни одного произведения именинника, вы не услышите даже популярнейшего Каприса № 24…
Звезда скрипичного искусства XIX столетия воссияет лишь отраженным светом: сквозь призму музыки композиторов-постмодернистов – и просто композиторов – слушателям предстоит узнавать (и не узнавать) всем знакомого Паганини.
И тому же ля-минорному Капрису на концерте найдется место. В своем музыкальном приношении великолепный Н. Мильштейн в некотором роде превзошел великого итальянца. Его вариации на прославленную тему, озаглавленные без особых изысков – «Паганиниана», демонстрируют все преимущества одесского темперамента перед итальянским и учеников Леопольда Ауэра над прочими скрипичными школами мира.
Если бы Паганини довелось услышать сочинения своего соотечественника С. Шаррино «Sei capricci», он наверняка был бы шокирован столь неординарной интерпретацией своих виртуозных этюдов. Связь между этими произведениями прослеживается прежде всего на уровне исполнительской техники, а первый из каприсов Шаррино справедливо называют анаморфозой заглавной пьесы в цикле Паганини. Модернизируя традиционные игровые приемы, композитор преобразует звучание инструмента до неузнаваемости. Аппликатурные узоры, вертикальное движение смычка по струнам, звучание на границе неощутимой тишины, широчайший спектр флажолетов – все эти трудности будет преодолевать на сцене «Рассвета» Даниил Коган.
Диалог с прошлым продолжит «Посвящение Паганини» А. Г. Шнитке. Зарисовка «скрипичного дьявола» в этой пьесе – яркий эпизод в большой портретной галерее, представляющей историю скрипичной музыки от Фолии А. Корелли до Концерта А. Берга. Пригласите на концерт ваших знакомых и предложите им сосчитать, сколько Каприсов цитирует вечно полистилистичный композитор в своем шедевре. Сообразить нетрудно, но сообщаем на всякий случай, что их, конечно же, 13.
Другие произведения предстоящего вечера, напрямую не связанные с музыкой героя торжества, демонстрируют всю сложность и разнообразие современного скрипичного искусства. Опус шотландского альтиста Г. Нокса «Violin spaces» объединяет восемь концертных этюдов, каждый – на определенный вид техники: нестандартное тремоло, пиццикато девятью пальцами, игра возле подставки и многое другое. «Stomp» Дж. Корильяно – самое настоящее «издевательство» над благодарными исполнителями. Пьеса американца – вы догадались, вероятно, что без джазовых звучаний дело в ней не обходится, – позволяет продемонстрировать не только технику, но и тонкое чувство ритма и даже хореографическую подготовку!
Наконец, в «Trema» («Диерезис», значок, указывающий на раздельное произнесение двух соседних гласных звуков) Х. Холлигера, согласно авторскому замыслу, скрипачу стоило бы как минимум раздвоиться: разнонаправленное движение нескольких звуковых слоев порождает иллюзию, будто сочинение исполняют несколько музыкантов.
Если вам захочется продлить удовольствие, приходите услышать игру молодого музыканта в Малый зал Московской консерватории. Концерт состоится 5 декабря 2022 и будет посвящен памяти Л. Б. Когана. Мемориальный характер вечера и консерваторские стены диктуют чуть более осторожный подход к составлению программы. Испытанный жанр скрипичной сонаты представят классические опусы Равеля и Бартока. Романтическую музыку – изысканный раритет, загадочные флейтовые вариации Шуберта на собственный песенный шедевр – «Засохшие цветы».
В скрипичном переложении это пронзительное высказывание австрийского композитора можно услышать крайне редко, но совсем недавно Даниил Коган осуществил образцовую запись этих сложных и довольно неудобных для струнника вариаций на компакт-диске, выпущенном фирмой «Мелодией». Как и на концерте, его партнером в альбоме выступает пианист Олег Худяков.
Любителей современной музыки также ожидает сюрприз. Изюминкой вечера станет «Anthémes II», пьеса П. Булеза для скрипки и live-электроники. Загадочное название произведения (слово с таким написанием во французском языке отсутствует) связано с его особым замыслом.
Импульсом к созданию послужили детские воспоминания композитора: чтения фрагментов Плача Иеремии на Темной утрене в Страстную Седмицу с распевом 22 букв еврейского алфавита. Эта форма получила своеобразное преломление в первой версии пьесы для скрипки соло (1991), которая в 1994 году была переработана и расширена, получила новое, пространственное измерение.
Другая аллюзия – возвращение Булеза к тематизму, которого он долгое время в своем творчестве избегал. Было ли это уступкой времени со стороны непримиримого к классической музыке авангардиста? Как прозвучит его рафинированная конструкция в окружении более привычного и популярного репертуара? Уже одна эта интрига оправдывает поход на многообещающее выступление Даниила Когана.
Анна Коломоец