Проект «Студия» музыкального академического Музыкального театра им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко в сотрудничестве с развивающим проектом «Кругозор» запустила образовательный проект для подростков — цикл интерактивных музыкальных лекций «Игра в классику».
На пяти встречах, каждая из которых посвящена одной эпохе и направлению классической музыки, все желающие могут узнать много нового о классической и современной академической музыке, а главное — попробовать разобраться, как использовать эти знания в современном мире.
Три встречи-лекции прошли с большим успехом, следующая встреча состоится 25 февраля 2020 и будет посвящена музыке XX века. Одна из создателей и музыкант «Игры в классику» Диана Аванесян, а также куратор встреч-лекций, актер Илья Баранов рассказали своем проекте.
Диана Аванесян: наш проект ориентирован на подростков 12-18 лет. Его идея заключается в том, чтобы показать: классическая и академическая музыка намного ближе и доступнее нам — и детям в том числе.
Вопрос музыкального воспитания и воспитания вкуса сейчас очень популярен, и это действительно здорово. Мы хотели не просто показать шедевры мировой классической музыки, но и доказать, что ее понимание доступно всем — и детям в том числе. Что обычно слушают подростки? — рок, хип-хоп, рэп. К сожалению, сегодня на концертах классической музыки нечасто можно встретить молодежь 16-18 лет.
Изначальным лозунгом нашего проекта были слова:
«Вы любите классическую музыку больше, чем вы думаете».
Это был импульс, старт всего проекта, всей моей идеи. От этого мы и отталкивались в последующей работе.
Мы сотрудничаем со «Студией» театра Станиславского и Немировича-Данченко, а также с проектом «Кругозор», который создает очень много замечательных инициатив для подростков. Я отвечаю за музыкальную часть проекта: исполняемую музыку, музыкантов и теорию, визуализацию и конечный результат; за то. как это будет выглядеть.
Наш проект разбит на 5 лекций-встреч, в которых мы рассказываем о важных эпохах в истории классической музыки: барокко, классицизм, романтизм, современная музыка, музыка в кино. На каждой из встреч мы знакомим слушателей с известными произведениями, характеризующими эпоху, и показываем, как эта музыка может звучать в современном мире. Мы старались подойти к этому креативно и сделать так, чтобы зрителям было интересно и легко воспринимать информацию.
К примеру, на лекции о барокко мы включали песню в стиле хип-хоп, которая строится на мелодии «Арии» Баха. На встрече, посвященной классицизму, показывали запись, на которой оркестр играет Пятую симфонию Бетховена в ритмах сальсы. Таким образом мы хотим показать, что классическая музыка — это не то, к чему нужно бояться прикасаться, а наоборот: с этим материалом можно и нужно работать, и делать это с творческим подходом.
На встречах мы не только совместно слушаем музыку, но предлагаем нашим ребятам вместе придумывать, фантазировать, сочинять и играть. Мы преподносим важную информацию в игровой интерактивной форме — что очень важно. Кроме того, мы представляем классическую музыку в очень хорошем исполнении.
Музыкальная сила проекта — квартет в составе музыкантов из Большого театра и солистов оркестра Московской филармонии. С ребятами также играю и я. Мне очень повезло, что все музыканты — мои друзья. Все — профессионалы высочайшего уровня, и в каждом из них есть большая заинтересованность. Они предлагают свои идеи, с нетерпением ждут встречи со зрителем, добровольно испытывают на себе «жизнеспособность» всех наших интерактивов, что очень радует и вдохновляет.
Очень важно, что музыканты — именно молодые люди. Я всегда прошу их выглядеть стильно (мы даже придумали дресс-код), чтобы ребята, пришедшие к нам, видели: классический музыкант может классно выглядеть. Парень или девушка, чуть старше тебя, может сидеть с тобой рядом, общаться, а через минуту взять скрипку и виртуозно на ней заиграть.
Такой подход стирает некие стены, стереотипы восприятия академической музыки как чего-то недоступного и скучного. Конечно, каждой концертной площадке соответствует свой дресс-код, но для нашего проекта такой подход, я считаю, уместен.
В нашем проекте каждый занимается тем, в чем он компетентен. За тексты отвечают профессиональные теоретики, мы не рассказываем выдуманные истории и никогда не искажаем факты, мы просто стараемся делать это более интересно.
Со второй встречи-лекции к нашему проекту присоединился актер театра Российской Армии Илья Баранов. Илья — модератор лекций, он знакомит зрителей с миром классической музыки и общается с ребятами. Его энергия, актерская подача и большая заинтересованность делают встречи еще интереснее и увлекательнее. Кстати, по первому образованию Илья — альтист, что немаловажно, ведь он понимает, о чем говорит и рассказывает. Приятно отметить, что он не бросил альт и после смены профессии.
Илья Баранов: ребята, которые к нам приходят, хотят что-то узнать о музыке. Надо сказать, что встречаются очень подготовленные, заинтересованные дети, которые знают то, что я уже успел забыть. И это очень радует. Они очень деликатно меня поправляют, мы общаемся. Нет такого, что я учитель, и мои слова — истина в последней инстанции. В наших встречах очень важен разговор и ответная реакция.
Мне очень понравилась встреча, посвященная эпохе Романтизма. Получилось очень увлекательно и в какой-то степени даже весело. Да и я сам уже меньше волновался (улыбается). Для меня этот проект также дополнительная хорошая практика. Я никогда не выступал в роли ведущего образовательных проектов, а это, надо сказать, сложно.
Я считаю, что музыкальное образование — хотя бы музыкальная школа — должна быть у всех детей. Музыка обогащает душу!
Почему стоит прийти на наши лекции? Это интересно. Это качественно и вкусно сделано. Мы стараемся преподносить серьезную информацию с творческим подходом: с иллюстрациями, видео-проекциями и интерактивом с ребятами. С нами интересно.
Диана: встреча 25 февраля будет посвящена музыке XX века. Для многих людей без профессионального музыкального образования понятие «музыкальный авангард» бывает пугающим. Мы же расскажем об авангарде доступным языком и сделаем это интересно. Зрители смогут задавать вопросы, участвовать в дискуссии.
Встреча в марте будет посвящена киномузыке. Мы расскажем, как различные направления и музыкальные стили, о которых мы рассказывали прежде, могут быть использованы в кино и обязательно поиграем в классику. Приходите, мы вас очень ждем!
Татьяна Плющай