11 ноября 2018 года на Исторической сцене Большого театра состоится торжественный гала-концерт, посвященный 70-летнему юбилею народного артиста Владимира Маторина.
В торжественном гала-концерте, который пройдет на Исторической сцене Большого театра в окружении друзей и коллег, Владимир Маторин блеснет всеми гранями своего таланта, исполнив свои коронные арии, сочинения камерного репертуара, народные песни и духовную музыку.
«Владимир Маторин – настоящее явление в музыкальном театре. Это выдающийся бас и выдающийся артист, обладатель редчайшего голоса.
Это один из великих русских басов, можно сказать, «последний из могикан». Его всегда отличала мощь и красота звука, потрясающее владение голосом, совершенная техника, а кроме того – глубина проникновения в образ, тонкость интерпретации»,
— говорит Маквала Касрашвили.
В музыкальном театре Владимир Маторин — более сорока лет, из них свыше четверти века поет на сцене Большого.
Официально в театр он пришел в 1991 г., но начал выступать гораздо раньше. В 1984-м по приглашению Евгения Светланова он участвовал в премьерных представлениях «Сказания о невидимом граде Китеже» (Князь Юрий), неоднократно пел в других спектаклях текущего репертуара (его приглашали на партии – Короля Рене в опере «Иоланта» и Дона Базилио в «Севильском цирюльнике»).
Однако путь в солисты Большого даже для него оказался непростым: теперь артист с улыбкой вспоминает, что приняли его после шестого прослушивания!
Уже сложившимся, самобытным артистом (после семнадцати лет работы в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко), признанным — в год 150-летия со дня рождения М. П. Мусоргского (1989-й) — лучшим исполнителем партии царя Бориса.
В статусе солиста Большого Владимир Маторин сразу стал исполнять ведущие партии в спектаклях «Евгений Онегин» (Гремин), «Иоланта» (Король Рене), а вскоре и заглавные партии в операх «Иване Сусанин» и «Борис Годунов».
Всего же за годы своего служения в Большом он сыграл более шестидесяти пяти партий.
«Одна из редких особенностей Маторина — он не сторонится никаких ролей, потому что способен на многое! …Владимир Маторин усвоил истину ТЕАТРА: нельзя «спеть» партию. Надо играть роль. …Маторин, творя на этой сцене, совершает главное для искусства оперы — создает свой, присущий только ему сценический образ»,
— Георгий Ансимов.
«Маторин — оригинальный художник, владеющий неисчерпаемой палитрой интонаций и выразительных средств. То работает размашистой кистью, жирно, смело, в яркой, порой броской манере. То детально прорабатывает образ — всегда точный, выразительный и …подкупающе-естественный. Его пребывание в роли не просто правдиво, оно настолько убедительно, что «предложить какое-¬либо другое прочтение характера просто невозможно».
(«Вечерняя Москва», 03.02.1998.)
Однако сам артист уверен: «эти партии неисчерпаемы». И от спектакля к спектаклю его оперные герои — как живые люди — меняются, каждый раз исполненные по-иному, дополненные новыми нюансами и вокальными красками.
Талант перевоплощения позволяет Владимиру Маторину быть равно убедительным в разных амплуа. Он блестяще вживается в образы комических героев, обнаруживая при этом недюжинное чувство юмора с самыми разными оттенками – от «безобидных» до сатирических.
Уморительны (хотя и совершенно по-разному) его Варлаам («Борис Годунов)» и Король Треф («Любовь к трем апельсинам» Прокофьева), а вот Царь Додон («Золотой петушок», постановка 2011 г.) уже заставляет немного «поежиться».
Выход Владимира Маторина на сцену — всегда событие. Он «ведет» спектакль, притягивает внимание своей могучей фигурой, движением, завораживает и голосом, и актерской игрой, буквально заставляя все действие вращаться вокруг себя.
Признание на мировой сцене ему принесла в первую очередь партия Царя Бориса, в которой он выступал в Большом театре Женевы, хьюстонской Гранд Опера и Лирической опере в Чикаго (США), в Праге, Триесте, Лионе, театрах Окленда и Веллингтона (Новая Зеландия).
Критика, покоренная мощным звучанием голоса, уподобляла его то колоколу, то полированному граниту, а самого певца называла чудо-богатырем из русской сказки.
«Он настоящая звезда оперного театра. Его голос, артистизм и сила сценического присутствия ставят его в один ряд с Шаляпиным».
(«Дейли телеграф»/ «Daily Telegraph», 09.08.1999.)
Большой успех ожидал певца и еще в двух партиях в опере «Борис Годунов» — Пимена (Метрополитен-опера, Парижская национальная опера) и Варлаама (Королевская опера Ковент-Гарден, постановка Андрея Тарковского; Королевский театр/ Teatro Real в Мадриде, Баварская государственная опера и др.), а также в острохарактерных ролях (то, что это его конек, отметили и за границей) — Царя Додона, Короля Треф, рыботорговца Мендозы («Обручение в монастыре» Прокофьева).
«Столь же великий комедиант в «Золотом петушке», как и великий царь в «Борисе Годунове»,
— писал в 1999 году рецензент газеты «Таймс», излагая свои впечатления от выступления певца в спектакле Королевской оперы в Лондоне.
Владимир Маторин разносторонне проявил себя и в концертной деятельности, в чем его преданные поклонники вновь убедятся на юбилейном концерте.
Много сил бас-богатырь отдает благотворительности. В 2006 г. им был основан Фонд возрождения культуры и традиций малых городов Руси. Под эгидой этого фонда проходят различные фестивали и концерты, неизменным участником которых он является (Бахрушинский фестиваль в Зарайске, фестиваль «Жемчужины России», общероссийский фестиваль православной культуры и традиций малых городов и сельских поселений «София»).
Столь же широко и с размахом, под стать юбиляру, проходят торжества в честь 70-летия Владимира Маторина (он родился 2 мая). В мае в Концертном зале им. П. И. Чайковского состоялся его первый юбилейный концерт. Выставка «Владимир Маторин. Богатырь русской музыки» была организована летом Театральным музеем им. А. А. Бахрушина. Экспозиция, посвященная Владимиру Маторину, будет развернута и в Хоровом фойе Большого театра.
«Маторин поражает честностью в профессии. Именно поэтому встреча с ним очень важна и для тех, кто приходит на его спектакли, и для тех, кто слушает в его исполнении романсы, песни, духовную музыку.
Удивительно одухотворенный и мужественный человек, в своем творчестве он пытается осознать суть и смысл человеческого существования, отразить жизнь человеческого духа.
Владимир Маторин великолепно владеет голосом, который действительно дан ему от Бога, и дан не просто так… Он прекрасно понимает существо музыкального театра.
Поэтому на его спектаклях зритель видит, в первую очередь, не артиста Маторина, а героя оперы, органично существующего в своей жизни, в своем художественном пространстве – это настоящая «жизнь в искусстве», и Владимир Маторин отдает сцене частичку своей души, своей жизни, поэтому он становится настолько близок зрителю, поэтому ему хочется верить»,
— писал о певце Борис Покровский.