14 декабря 2023 года в Галерее Нико состоится концерт, на котором ансамбль OPUS POSTH (художественный руководитель Татьяна Гринденко) исполнит «Семь слов Спасителя на кресте».
«Семь последних слов нашего Спасителя на кресте» (Die sieben letzten Worte unseres Erlösers am Kreuze) — оркестровая работа Йозефа Гайдна, заказанная у него в 1786 году для службы на Страстную пятницу в оратории Санта-Куэва, в Кадисе, в Испании. Опубликовав в 1787 году и исполнив затем в Париже, Риме, Берлине и Вене, композитор адаптировал её для струнного квартета.
Семь главных разделов произведения основаны на семи словах Иисуса во время его распятия. Сам Гайдн объяснил трудность написания произведения в предисловии к его первому изданию в 1801 году:
«Около пятнадцати лет назад один каноник из Кадиса попросил меня сочинить инструментальную музыку к Семи последним словам нашего Спасителя на кресте. В кафедральном соборе Кадиса было принято каждый год во время Великого поста исполнять ораторию, эффект от исполнения которой немало усиливался следующими обстоятельствами.
Стены, окна и колонны церкви были завешены чёрной тканью, и только одна большая лампа, свисавшая с центра потолка, нарушала торжественную темноту. В полдень двери закрывали, и церемония начиналась. После короткой службы епископ всходил на кафедру, произносил первое из семи слов Христа и проповедовал. Закончив, он покидал кафедру и падал на колени перед алтарем. Перерыв заполнялся музыкой.
Затем епископ аналогичным образом произносил второе слово, затем третье и так далее, и музыка следовала за завершением каждой речи. Моё сочинение подчинялось этим условиям, и было нелегкой задачей сочинить семь адажио продолжительностью по десять минут каждое, чтобы они не утомили слушателей; более того, я обнаружил, что совершенно невозможно ограничить себя установленными рамками».
Генрих Нейгауз-младший написал об этом произведении так:
«Поэтому «7 Слов» так трудны для восприятия… Поэтому — они так гениальны… В них мы слышим абсолютное, полное сочетание совершенной музыки и чистого библейского богословия, незамутненного традициями и преданиями Римской Католической Церкви. Понять и полюбить это сочинение — значит понять и полюбить Христа…»
Ансамбль «Opus Posth»
В 1999 году на базе «Академии старинной музыки» — первого в стране барочного ансамбля, основанного Татьяной Гринденко и Алексеем Любимовым, — специально для осуществления проекта «Новое сакральное пространство» был создан ансамбль OPUS POSTH. В его основу положена концепция композитора и философа Владимира Мартынова, определяющая как название ансамбля (opus posthumum – посмертная публикация музыкального произведения), так и современную культурную ситуацию.
Суть концепции – осознание необратимости процесса крушения принципов, служащих базисом композиторской музыки, и рождения нового пространства музицирования. Не выражать и переживать реальность, но пребывать в ней – такова цель опус-пост-музыки.
Пресс-служба Галереи Нико