17 мая 2021 в «Соборной палате» в одном концерте выступят Капелла им. Юрлова и Госхор им. Свешникова.
В историко-культурном и просветительский центре православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, возможно, впервые в новейшей музыкальной истории в одном концерте встретятся два по-настоящему легендарных хоровых коллектива, каждый со своей историей, традициями, репертуаром, но сегодня связанные единым художественным руководством – капелла России имени А.А. Юрлова и Государственный русский хор им. А.В. Свешникова.
Программа каждого из хоров в каком-то смысле отражает его характер, специфику работы и исторически сложившиеся репертуарные традиции.
Капелла Юрлова, прославленный коллектив, всегда отличавшийся гибкостью и масштабностью репертуара, частый исполнитель новейшей хоровой музыки, представит панораму западноевропейского искусства самых разных эпох.
Поэтому в первом отделении будут звучать как мировые инструментальные хиты в хоровых обработках, такие, как «Болеро», «Маленькая ночная серенада» или увертюра к «Севильскому цирюльнику», так и менее известные образцы хорового искусства ХХ и ХХI веков.
Здесь можно будет стать свидетелями полета машины Леонардо с Эриком Уитакером («Leonardo Dreams of His Flying Machine»), услышать хоровую интерпретацию одной из «загадочных» вариаций Эдуарда Элгара «Lux Aeterna» о Вечном свете, а также «Agnus Dei» из «Польского реквиема» Кшиштофа Пендерецкого, памятника трагическим событиям столетия. Тихой вершиной этой части концерта станет «Аллилуйя» Рэндалла Томпсона.
Госхор имени Свешникова, некогда носивший имя Государственного хора русской песни и созданный в 1936 году в качестве главного хора страны, будет представлять русскую музыкальную хоровую культуру во всем ее многообразии.
Здесь – фрагменты одного из лучших духовных сочинений ХХ века – «Всенощного бдения» Сергея Рахманинова, произведения Георгия Свиридова, некогда перевернувшие представления о хоровой музыке, доказавшие, что хор – это музыкальный инструмент для которого нет невозможного. Будут звучать, в том числе, фрагменты из хоровой поэмы «Ладога» на стихи Г. Прокофьева, в которых в полупрозрачных красках зримо возникают образы русской карельской «озерной» жизни.
В программе есть и «Ночные запевки» из «Перезвонов», симфонии-действа Валерия Гаврилина, также знакового сочинения в истории русской музыки прошлого века, где русское народное было поднято композитором до всемирного, даже космического. Будет и другая сторона русского хорового искусства – «Маленькая кантата» из оперы «Не только любовь» Родиона Щедрина. Хоровая миниатюра здесь – как стилизация деревенской, колхозной послевоенной жизни. Особой составляющей «русской» половины концерта станут народные песни в хоровых обработках. Всегда интересно наблюдать, как преображает их композиторская работа: подчеркивает смыслы, углубляет содержание, выявляет новые краски.
Главной интригой вечера должно стать совместное выступление «юрловцев» и «свешниковцев»: ведь синергия двух этих легендарных хоров не может не породить качественно нового звучания, и если оно состоится, значит, можно будет говорить о новом событии в музыкальной жизни современности.
Анна Авдеева