Бетонная коробка в центре исторического Санкт-Петербурга, которая по стоимости приблизилась к строительству средних размеров аэропорта, возведённого на искусственно созданном острове, напоминает промышленный корпус времён СССР, перелицованный в соответствии с современными вкусами.
Действительно, нынешний внешний облик не позволяет разглядеть цельный и достойный места архитектурный замысел — в нём скорее видится результат реконструкции объекта из далёкого прошлого, когда из обычного бетонного ангара требуется сделать что-то «современное».
В этом случае недодипломинованные дизайнеры-затейники облицовывают его современными материалами, создают оконные проёмы нестандартной формы (чаще всего неестественно вытянутые по вертикали, разных размеров и не позволяющие увидеть геометрической закономерности в их расположении).
На боковые фасады крепятся причудливые наросты из стекла, а на крыше ставится абстрактная стальная конструкция наподобие гигантской расчёски.
Всё это можно увидеть сегодня в двух шагах от исторической основной сцены Мариинского театра, во многом задающий облик классического Петербурга. Неудивительно, что жители города, возмущённые сомнительным новоделом в самом центре культурной столицы, стали собирать подписи с требованием снести здание, на строительство которого ушло восемь лет и более двадцати миллиардов рублей бюджетных средств.
Критики называют новое сооружение «сараем», «торговым центром» и «бетонной коробкой», уродующей историческую часть города. По опросу, проведённому активистами движения «Красивый Петербург», 92% из почти полутора тысяч принявших участие в голосовании петербуржцев не воспринимают строение как Государственный академический Мариинский театр и скорее видят в нём очередной торгово-развлекательный комплекс — такой вариант ответа выбрали 38% голосовавших.
19% сравнили строение с бизнес-центром, с «районным Дворцом культуры имени 17-й пятилетки» либо главным корпусом завода ассоциируют новую сцену Мариинского театра примерно по 17% участников опроса.
Петицию, адресованную губернатору Полтавченко с просьбой снести Мариинку-2, за сутки с момента публикации подписали более полутора тысяч человек.
Возмущённые подписанты требуют восстановить снесённые ранее здания — на месте второй сцены Мариинки когда-то располагались здание школы №243, построенной в 1930-х годах и дворец культуры имени Первой пятилетки, построенный в 1929–1930 годах по проекту архитекторов Николая Митурича и Василия Макашова.
Рядом, на набережной Крюкова канала ранее также находился жилой дом, корпус которого считается единственным сохранившимся элементом Литовского рынка, построенного по проекту Джакомо Кваренги в конце XVIII века.
Результатом разочарованы и многие известные петербуржцы.
«Мне больно это видеть. Наверно, это согласуется как-то с общими процессами, происходящими в нашей стране»,
— сетует кинорежиссёр Александр Сокуров.
«Здание действительно многим не нравится. Оно, на мой взгляд, никакое»,
– оценил новый знаковый культурный объект директор Эрмитажа Михаил Пиотровский в эфире телеканала «Санкт-Петербург». Критическое мнение высказал также губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко.
Судьбу столичного Большого театра напоминает и чехарда со сменой авторов — изначально проект создавала французская архитектурная мастерская Доменико Перро, затем проект дорабатывало НПО «Геореконструкция Фундаментпроект», в конечном счёте работа была поручена лично Валерием Гергиевым канадской компании Diamond Schmitt Architects.
Профессиональное архитектурное сообщество этот выбор считает странным — член Градостроительного совета Петербурга Сергей Орешкин назвал Diamond Schmitt Architects «очень средней компанией».
«На ее счету нет ни одного яркого произведения, доверять ей такой объект, как Мариинский театр, было, конечно, нельзя»,
— отметил он.
Александр Сокуров считает, что проблема лежит на совести архитектурного сообщества города, которое вовремя не проконтролировало ситуацию с проектом:
«В свое время не было должной архитектурной оценки проекта. Мне это трудно понять».
Художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев защищает своё новое творение весьма эмоционально, заявляя, что «дураку полработы не показывают».
«Театра по-настоящему ещё никто не видел. Сейчас еще рано делать выводы – необходимо комплексное представление о здании, которое на данный момент невозможно: еще не установлены стеклянные лестницы; нет преображающей пространство новой сцены подсветки, благодаря которой театр заиграет огнями и окутает сиянием центр нашего города, столь страдающего от отсутствия солнечных дней и долгих зимних ночей», — утверждает всемирно известный дирижер.
Учитывая опыт удачного с точки зрения акустики проектирования Концертного зала Мариинского театра нет сомнений, что новая Мариинка-2 также получит отличную акустику и современное техническое оборудование — что, вероятно, для Валерия Гергиева гораздо важнее внешнего облика здания. Реакция части горожан его не удивляет:
«Вспомните – а какой из современных театров не вызывал отрицательных откликов у общественности? Я присутствовал на открытии целого ряда новых оперных домов в самых разных странах и везде сталкивался с этим»,
— комментирует вспыхнувшую критику Валерий Гергиев.
Вторая сцена Мариинского театра, которую строили в перерывами 8 лет, должна официально открыться в мае 2013 года, в в двадцатую годовщину фестиваля «Звезды белых ночей». По заверениям Марата Оганесяна, руководителя заказчика — Северо-Западной дирекции по строительству, реконструкции и реставрации, последний этап отделочных работ на новой сцене Мариинки завершится к 15 марта.
Вице-губернатор Санкт-Петербурга Василий Кичеджи выступил в защиту от критики общественности здания новой сцены Мариинского театра.
«Сегодня решение уже принято. Разрушить? Ну, Герострат разрушил и вошел в историю. Такой сценарий в Петербурге недопустим»,
– заявил он.
Евгений Бойко, “Classica FM”