12 января 2015 года, в возрасте 75 лет скончалась легенда мировой оперной сцены Елена Образцова. Друзья и коллеги вспоминают великую певицу.
Оперная примадонна Мария Гулегина:
“Любимая, любимая Елена Васильевна! Сейчас нет сил ни писать, ни говорить. Нужно собраться, чтобы поехать проститься. Кто бы мог подумать, что после такого праздника музыки («Оперный бал» в честь юбилея Образцовой, состоявшийся в октябре 2014 года в Большом театре — ред.) такое горе постигнет всех нас! Скорбь потери очень горька. Но даже сквозь эту боль поднимается в душе благодарность за то, что Образцова была и навсегда останется в нашем сердце, за то, что дарила свою любовь всем нам. Царствия небесного великой Елене Образцовой! Низкий поклон до земли.”
Гендиректор Большого театра Владимир Урин:
“Я счастливый человек, потому что мне жизнь дала возможность общаться с Еленой Васильевной, и в последнее время достаточно часто. Празднуя ее юбилей, мы прекрасно понимали, что празднуем юбилей великой певицы. Мы говорили это со сцены абсолютно спокойно, потому что ни для кого это не было преувеличением. Все осознавали, что мы имеем дело со звездой не российского, но мирового масштаба. Она выступала на лучших сценах мира, с лучшими певцами, участвовала в спектаклях лучших режиссеров.
Она была потрясающей женщиной, человеком невероятной индивидуальности. Мы очень надеялись, что она преодолеет свою болезнь, но жизнь, к сожалению, распорядилась иначе. Это не только потеря для Большого театра и для российской культуры — я уверен, что для очень-очень многих людей в мире, которые любят оперное искусство, эта весть отзовется серьезной болью.
Я надеюсь, что панихида пройдет в здании Большого. Естественно, решение будет за родственниками, но я надеюсь, что мы сможем проститься с Еленой Васильевной в театре.”
Народная артистка СССР Тамара Синявская:
“Мне очень трудно поверить в эту ужасную потерю. Леночка давно болела, но ведь она была такой сильной. Как жаль, что никто из нас не смог ничем ей помочь.”
Певец Николай Басков:
“Мы с Еленой Образцовой были близки, я бывал у нее дома, приезжал на дачу. Запомнился всем и ее неожиданный для многих визит на «Новую волну». Мы встретились, и она говорит: «Вот видишь, и я выхожу на эстрадную сцену!». А я ее «утешил»: «Ну вы же никогда не возражали против моего выхода, и вообще, как говорит Монсеррат Кабалье, в жизни все надо попробовать!».
Художественный руководитель театра «Геликон-опера» Дмитрий Бертман:
“С Еленой Васильевной мы дружили лет двадцать пять. Она помогала нам при создании «Геликон-оперы», а я недавно в Большом театре ставил юбилейный концерт в ее честь. Мы вместе были в жюри проекта «Большая опера», но в последний раз мы виделись с Еленой Васильевной у меня дома, на моем дне рождения, буквально за несколько дней до ее отъезда в Германию.
Елена Васильевна — человек-радость, человек-праздник, человек-музыка. Великая женщина и великая актриса, она несла окружающим только хорошее, объединяла вокруг себя огромное количество людей, дарила только положительные эмоции. Ее можно было бы назвать «аккумулятором», который заряжал весь мир вокруг себя. Елена Образцова навсегда останется для меня очень близким и очень радостным человеком. Занимаясь всю жизнь таким серьезным и, казалось бы, консервативным искусством — оперой, она была очень живым и современным человеком.
Ее уход большая трагедия для всех нас и для меня лично.”
Большой утратой назвал смерть Елены Образцовой оперный певец Василий Герелло:
“Смерть Образцовой – это большая утрата. Жаль терять любого человека, а когда из жизни уходит великая артистка, певица, светлый человек с большим чувством юмора… Мне нравился ее искрометный ум, ни одна из женщин не рассказывала анекдоты лучше, чем Елена Васильевна”
Последняя встреча коллег по цеху состоялась несколько недель назад на съемках шоу «Большая Опера».
Оперный певец подчеркнул, что Образцова никогда не страдала «звездной болезнью».
“Она не была «звездой» в плохом смысле слова, всегда оставалась живой, человечной. Жаль, что она ушла так рано, такой молодой. К сожаленью, болезнь не делает различий для знаменитостей и простых людей. Не пощадила и ее”,
– со скорбью заключил оперный артист.
Народный артист СССР Иосиф Кобзон:
“Я считаю, что это – самая большая печаль за последнее время, которая посетила нашу страну и все мировое культурное сообщество — уход из жизни нашей оперной дивы, нашей потрясающей певицы и артистки Елены Образцовой.. Мы с Валентиной Владимировной Терешковой были последними, кто увидел ее в палате, в Лейпциге, и все-таки молили Бога и надеялись, что она не уйдет от нас. Во всяком случае, надеялись на эту страшную операцию по пересадке костного мозга. Но чуда не произошло. И как Лена ни тосковала, как ни хотела вернуться к себе в Россию, «к своим собачкам», как она говорила, чуда не произошло. И мы в результате лишились выдающейся, неповторимой Елены Васильевной Образцовой. Она ушла без сознания. 30 декабря ей сделали операцию по пересадке костного мозга и ввели в искусственную кому, которая, к сожалению, продолжилась до последней минуты, до сегодняшнего дня.
Очень жаль, больше у нас таких выдающихся певиц, какими были Ирина Архипова, Галина Вишневская, Елена Образцова, не будет. Не хочу никого обижать, но эти неповторимые певицы действительно останутся неповторимыми.”
Оперная певица Любовь Казарновская, находящаяся сейчас на гастролях в германском Мюнхене, где скончалась Елена Образцова, скорбит об огромной потере для всего мира:
“По стечению обстоятельств, я сейчас нахожусь на той земле, где ее не стало. Когда я слышу, как кто-то уезжает в эти мюнхенские клиники, как было со Святославом Бэлзой, мне становится дурно, потому что, к сожалению, статистика такова, что отсюда живыми уже не возвращаются. Это ужасно. Когда я узнала, что Елена Васильевна поехала сюда, я все надеялась на чудо, на то, что западная медицина ей поможет, но исключения не случилось.
Есть личности – легенды, вот она была той легендой, которая пролетела в оперном мире, как ярчайшая комета. Причем она оперную жизнь начала в то глухое советское время, когда встать рядом с мировыми оперными исполнителями в одних проектах – это было так сложно: считалось, что мы не знаем, как петь, у нас железный занавес. Как наши исполнители могут петь на таких сценах как «Ла Скала», «Метрополитен»? Она это смогла, она была гораздо ярче, чем все, кто так считал, благодаря своей харизме, львиной поступи на сцене. Она была настоящей львицей.
Лично для меня было большим подарком судьбы выступать с Образцовой, когда она стала петь полухарактерные партии, как Бабуленька в «Игроке». В ней было сочетание удивительной земной поступи и кометного взлета. Она была такая смешная Бабуленька. Когда мы с ней сидели за кулисами, ждали своего выхода, она брала эту трость – и казалось, что она одновременно и графиня из «Пиковой дамы», и земная бабуля, которая может обнять свою внучку и приголубить. В ней было сочетание этих двух ипостасей – земного и возвышенного. Она могла быть очень смешной – в компании она рассказывала анекдоты, хохотала. Я помню, когда мы с ней были в «Ла Скала», она сама готовила ризотто с белыми грибами, говорила, что Рената Тебальди научила ее делать правильное ризотто, она нас всех кормила. Было в ней вот это хлебосольство!
Образцова очень хотела, чтобы случилась ее академия в Санкт-Петербурге, и вот видите: волею судьбы заложен камень, а ее уже нет.. Она очень хотела общаться с молодыми, всю эту молодую кровь воспитывать. Страшно становится от мысли, что таких людей, как она все меньше и меньше. Она – уже последний из могикан, живший работой, ей она отдавала всю свою энергию, говорила: «день не пораспеваюсь – уже чувствуется, надо все время себя тормошить, несмотря на состояние. И вот только сейчас я представляю, чего ей стоил выход в ее юбилейном вечере на сцене Большого театра, какой внутренней энергии и собранности, потому что тогда она себя уже очень плохо чувствовала, но несмотря на это, держалась королевой, сидя в своей ложе… По ощущению оперной сцены она была выше многих молодых. Так что земля ей пухом, пусть ее душа летит над всеми нами и накрывает своим покровом красоты!”
По материалам российских СМИ