В последние годы можно заметить, как активизируется культурная жизнь русской провинции, как вдали от мегаполисов проходят интересные выставки, ставятся классические и современные спектакли, звучит музыка великих композиторов прошлого и наших современников.
Столица республики Коми Сыктывкар не осталась в стороне от этой тенденции, свидетельством чему стал XXY юбилейный Международный фестиваль оперного и балетного искусства «Сыктыкарса тулыс», проходящий в Государственном театре оперы и балета Республики Коми.
С 25 мая по 3 июня жители и гости этого северного города могли видеть и слышать разнообразные произведения, как оперные, так и балетные, в исполнении артистов из разных городов и стран. Интернациональные составы оперных спектаклей – распространенная во всем мире практика, не обошла она стороной и Сыктывкар, где была представлена опера Доницетти «Дон Паскуале» в исполнении, по преимуществу, итальянских певцов.
Побывав на этом спектакле, я убедилась, что общечеловеческие проблемы, затронутые в этой комической опере, – любовь, соперничество, стремление к счастью, коварство – важнее, чем те или иные формы их выражения в разных культурах.
Герой оперы, престарелый богач Дон Паскуале (Марчелло Липпи) стремится овладеть Нориной (Елена Баканова), молодой женщиной, влюбленной в его племянника Эрнесто (Джан Лука Пазолини), но не готов для поддержания своего супружеского счастья исполнять все ее капризы. Решить проблему, распутать клубок интриги помогает ловкий доктор Малатеста (Даниэле Пископо).
Опера, как это и принято в мировой практике, исполнялась на итальянском языке. В театре, как и в других оперных театрах, либретто высвечивается бегущей строкой, зрители могут следить за сюжетом, но сценография и исполнение были настолько выразительны, что все перипетии сюжета не нуждались в переводе.
И все же самое главное в опере – это музыка и пение. С этой точки зрения спектакль стал несомненной удачей приглашенных артистов, которые замечательно исполнили как ансамбли, технически сложные и требующие как вокального мастерства, так и владения словом, так и сольные номера.
Дон Паскуале в исполнении Марчелло Липпи был очаровательно трогательным, Малатеста – как и полагается – динамичным и экспрессивным, Норина – кокетливой и темпераментной. Несколько выбивался из визуального ряда спектакля Эрнесто в исполнении Пазолини, но его красивый тенор заставлял забывать о возрастном и внешнем несоответствии амплуа героя-любовника. Оркестр под управлением Рафаэля Масколо достойно поддержал солистов, создав очаровательный музыкальный мир итальянской комической оперы.
Отдельно хочется сказать о сценографии. Художник-постановщик Юрий Самодуров пленил меня еще два года назад своей «Снегурочкой», не разочаровал и в «Доне Паскуале» – эстетика спектакля как нельзя боле соответствовала духу музыки Доницетти – иногда причудливая, иногда изящная, иногда романтичная. Долгие овации публики были выражением любви к прекрасному, воплощенному в чудесной музыке, к общечеловеческим чувствам и переживаниям, преодолевающим все преграды.
Перед спектаклем я побеседовала с народным артистом республики Коми Геннадием Моралевым, ведущим солистом театра, который готовился к премьере «Волшебной флейты» 31 мая и 1 июня (в роли Моностатоса). Он рассказал мне, что «Дон Паскуале» был поставлен в Сыктывкаре еще в 2005 году, но не шел на сцене театра по причине трудности подбора исполнителя на роль Эрнесто. Приглашение итальянских артистов решило проблему многих технических трудностей оперы.
Что касается «Волшебной флейты», в ней заняты как артисты театра, так и приглашенные солисты из Москвы, а постановка заключает в себе черты современности, смену образов, игру. По мнению певца, современное прочтение не мешает восприятию классического произведения, если оно осмыслено – тогда идеи и смыслы произведения передаются публике.
Фестиваль «Сыктыкарса тулыс» с каждым годом набирает обороты, показывая, что искусство оперы и балета живет и развивается. Хотелось бы пожелать театру успехов и новых постановок – особенно произведения местных композиторов, которые имеют значительные достижения как в области оперы, так и балета.
Екатерина Шапинская