Романсами Александра Даргомыжского из цикла «Антология русского классического романса» 13 и 15 октября 2016 начала свой концертный сезон 2016/2017 Молодёжная оперная программа Большого театра России в Бетховенском зале театра.
Пели артисты и выпускники Молодёжной программы (в алфавитном порядке):
Асанова Евгения,
Бабичук Вадим,
Барун Анастасия,
Данусевич Марта,
Кимач Андрей,
Киреев Александр,
Коваль Руслана,
Кутюхин Илья (только 13-го),
Мирзамова Утарида,
Мыцу Дмитрий,
Присяжнюк Тарас,
Стуруа Гиорги,
Сучков Константин,
Улахович Елизавета,
Цыбулько Олег,
Шкредова Дарья.
В первом концерте прозвучали 32 романса, во втором – 29, из них пять новых. Иногда один и тот же романс пели в разные дни разные певцы.
Всего к этим концертам – сказал художественный руководитель программы профессор Дмитрий Вдовин – было подготовлено 45 романсов Даргомыжского.
Среди участников было девять новичков из последнего набора: Бабичук, Кимач, Мирзамова, Мыцу, Присяжнюк, Стуруа, Улахович, Шкредова. Девятый – новый концертмейстер Александр Анасенко. Другие концертмейстеры – Семён Скигин и Елизавета Дмитриева.
* * *
Как показали эти концерты, Молодёжная программа пополнилась хорошими голосами очень ровного качества. Мне даже кажется, что это самый качественный и ровный набор за всю историю «Молодёжки».
Тон задал открывший оба концерта баритон Андрей Кимач, удививший красотой и мощью голоса. Он исполнил романсы «Бушуй и волнуйся, глубокое море» и «Я помню, глубоко…». Можно представить, как роскошно Кимач будет звучать на Исторической сцене Большого. Но голос такой величины требует немалой работы по его огранке и самоконтролю.
Справедливости ради можно отметить, что для камерного музицирования голос Кимача великоват. Но тут и карты в руки профессору Вдовину, который имеет изрядный опыт работы с такими голосами. С другой стороны, искусство камерного пения дано не всем. Сейчас трудно предсказать пути развития новых артистов молодёжной оперной программы, ведь они пока в самом начале пути.
Красивым тембром и хорошей фразировкой порадовал тенор Тарас Присяжнюк, в романсах «Моя милая, моя душечка!» и «Ты и вы».
Очень удачно дебютировал в Молодёжной программе Гиорги Стуруа. В первый вечер он успешно исполнил романс «Чаруй меня, чаруй!», а во второй вечер сорвал долгие аплодисменты, проникновенно спев «Владыко дней моих!» (молитва).
Интерес вызвали два романса, исполненные дебютанткой программы Елизаветой Улахович на французском языке. Лучше всего у неё получился романс «Au Bal» (На балу).
Аккомпаниатором грамотным и тактичным показал себя новый член команды концертмейстеров Александр Анасенко.
Написать про всех не впадая в повторы – трудно; но ясно одно: никто из дебютантов на этих концертах не выступил слабо. Это результат колоссальной работы профессора Д. Вдовина по поиску талантливой молодёжи по городам и весям не только России, но и бывших республик СССР. В последнем наборе есть представители Украины, Беларуси и Грузии.
Безусловно, всем дебютантам предстоит ещё много работать. Так ради этой работы они и идут в Молодёжную оперную программу Большого театра. За последние годы она зарекомендовала себя как лучшая школа повышения квалификации для оперных вокалистов. Большинство её выпускников значительно повысили свой класс. Многие из них теперь востребованы на лучших оперных сценах мира.
Показали эти два концерта и то, как за год выросли некоторые артисты Молодёжки прошлогоднего набора. Взять, например, Евгению Асанову, выступившую блистательно. Она спела пять сложнейших романсов Даргомыжского: «В разлуке» (Расстались гордо мы…), «Я всё ещё его люблю!», «Оделась туманом Гренада», «У него ли русы кудри», «Я здесь, Инезилья…». Ни в одном из них певице не изменил вкус.
Среди других артистов программы и выпускников я бы отметил Анастасию Барун, Олега Цыбулько, Илью Кутюхина, Александра Киреева и Константина Сучкова.
Итожу: два концерта, посвящённые романсовому творчеству Даргомыжского, по большому счёту не вызвали серьёзных замечаний. В любом случае они продемонстрировали высокий уровень пополнения Молодёжной оперной программы Большого театра.
Владимир Ойвин