Нынешний концертный сезон симфонического оркестра Баварского радио не обходится без ведущих мастеров дирижерского искусства.
В афише недавних концертов состоялись выступления Мариса Янсонса (главного дирижера оркестра) и приглашенного 86-летнего патриарха дирижерской сцены Бернарда Хайтинка (Нидерланды).
Марис Янсонс включил в программу своего выступления на сцене Геркулес зала с мюнхенским оркестром симфонии венских классиков.
Концерт открыла Третья симфония ре мажор Ф. Шуберта, вслед за которой публика восторгалась чудесными мелодиями 35-й «Хаффнер» симфонии В. А. Моцарта, KV 385. В очередной раз оркестр Баварского радио демонстрировал рафинированный звук, удивительную гибкость и феноменальную ансамблевую дисциплину игры.
Марис Янсонс не миновал цикла Лондонских симфоний Й. Гайдна, обратившись к 103-й ми бемоль мажор со знаменитым «тремоло литавр».
Маэстро не приемлет суеты и сиюминутного восприятия музыки. За какую бы партитуру не брался этот гениальный музыкант, он всегда раскрывает новые коды звучания произведений любых эпох. Маэстро ручается за подлинное качество исполнения. Его рыцарское служение музыке и уважение к композиторам не может не восхищать!
********************
Спустя неделю, в мюнхенском Гастайге за пультом оркестра Баварского радио стоял Бернард Хайтинк. Почти в каждом сезоне он дважды выступает с этим прославленным коллективом.
После триумфального сентябрьского концерта, в котором исполнялась Торжественная месса Л. Бетховена, Бернард Хайтинк представил на суд публики программу, составленную из сочинений А. Веберна, Г. Малера и Д. Д. Шостаковича.
Концерт открылся исполнением идиллии для оркестра «В летнем ветре» по поэме Б. Вилле австрийского композитора, представителя нововенской школы Антона Веберна. Прозрачная звукопись партитуры предвосхищает симфонические произведения Р. Штрауса и Г. Малера.
Концерт продолжили Пять песен Г. Малера на стихи Ф. Рюккерта с участием одного из лучших немецких баритонов Кристиана Герхайера. Сегодня он считается непревзойденным исполнителем малеровской lied наряду с такими мастерами как Томас Хэмпсон, Маттиас Гёрне и Вольфганг Хольцмайер.
Проникновенный лучезарный тембр голоса Герхайера будто создан для малеровских песен с их романтическим закатом идеалов. Благородство интонаций, бережное внимание к поэтическому тексту, проницательность мысли характеризуют артистическую натуру этого исполнителя.
Как-то в одном из интервью, когда Кристиан Герхайер стал лауреатом престижной премии Midem Classical Awards, певец очень точно сформулировал идею отношения Малера к поэтическому тексту:
«Малер иногда действительно создает только атмосферу, а иногда и некий специфический образ, изменяя авторское поэтическое слово, а порой объединяя разные стихотворения в одну вокальную миниатюру»
Оркестр Баварского радио под управлением Бернарда Хайтинка выступил чутким партнером солиста. Необычайная теплота и искренность, свойственные интеллектуальной натуре Бернарда Хайтинка, его выразительные руки, вдохновляли оркестр на великие свершения.
Хайтинк неумолим и требователен к каждому из музыкантов. Он требует осознанного перевода партитуры в реальное звучание, как это было в случае с Пятнадцатой симфонией Д. Д. Шостаковича. Каждая новая интерпретация обязательно должна иметь свое лицо. В музыкальном материале последней симфонии композитора Хайтинк был предельно скуп на жесты.
Зашифрованный Шостаковичем мир цитат, аллюзий для каждого слушателя имеет что-то своё сокровенное, неподдающееся истолкованию. В интерпретации Бернарда Хайтинка эта симфония обрела величественную, «застывшую» музыку. Траурный хорал духовых в начале второй части воспринимался скорбной эпитафией, безмолвным реквиемом. Из этой звенящей тишины с колкими созвучиями контрабасов родилось зловещее обманчивое скерцо (Allegretto). Мозаика ударных финала подобно пляске скелетов перекликалась с кодой второй части Четвёртой симфонии.
1936 и 1971 годы (время создания этих симфоний) были тяжёлыми и мучительными для композитора. Последние секунды человеческой жизни в финале симфонии мерно отстукивали ударные, подобно маятнику, перед тем как сделать шаг в загробную жизнь. Бернард Хайтинк хранил гордое молчание, его плавно опускающиеся руки еще долго не могли остановить течение музыкальной материи.
В конце марта хор и симфонический оркестр Баварского радио под управлением Мариса Янсонса отправятся на гастроли в Швейцарию, где примут участие в традиционном Люцернском Пасхальном фестивале.
В качестве солиста выступит знаменитый румынский пианист Раду Лупу.
Виктор Александров (Мюнхен, Германия), ClassicalMusicNews.Ru