123-й концертный сезон 2017/2018 гг. Северо-Кавказской государственной филармонии им. Василия Ильича Сафонова открылся 2 сентября 2017 года концертом в Органном зале Академического симфонического оркестра им. В. И. Сафонова п/у Петра Никифорова (Швейцария) – главного приглашенного дирижёра оркестра.
Сезон по традиции открылся фестивалем «Бархатный сезон», который в этом году посвящен 145-летию со дня рождения Александра Николаевича Скрябина, чьё имя носит Органный зал Северо-Кавказской филармонии.
К середине XIX века на Кавказских Минеральных Водах сложились три сезона: Ситцевый, Шелковый и Бархатный. Их названия соответствовали тканям, из которых на тот или иной сезон шили себе платья дамы, приезжающие на лечение на этот модный курорт.
Бархатные платья шились на раннюю осень, когда погода становилась мягкой и умеренно теплой. Мягкий климат, красивейшие горные склоны, поросшие великолепными лесами, делают эти места как бы самой природой предназначенными для курорта.
Но главное – это геотермальные источники, которые по своей целебной силе не только не уступают крупнейшим европейским в Висбадене, Баден-Бадене и Карлсбаде, но даже превосходят их.
Именно в Кисловодске было задумано создать летний курортный культурный центр. Реализовал эти идеи Василий Ильич Сафонов, вошедший в историю русской музыкальной культуры как пианист, дирижёр и педагог, шестнадцать лет бывший ректором Московской консерватории.
Благодаря В. И. Сафонову в 1895 году в Кисловодске появился великолепный Курзал ‑- не только комплекс с прекрасным концертным залом его имени и ресторанами, но и свой симфонический оркестр, носящий сегодня имя Сафонова.
За век с четвертью в зале, построенном Сафоновым, выступали множество замечательных музыкантов, дирижёров, вокалистов, актёров, достаточно назвать хотя бы два имени: Александр Скрябин и Фёдор Шаляпин.
Мечтой Сафонова было установить на Кавминводах хороший орган. Но он не успел этого сделать. Теперь здесь два органа - в зале им. Скрябина в Кисловодске и в зале им. Шаляпина в Ессентуках.
Первый орган фирмы Sauer был установлен 1990 году в Кисловодской музыкальной школе. В 2016 году было принято довольно рискованное решение -- перенести этот орган, состоящий из 2879 труб, 30 ножных педалей, 38 регистров в концертный зал им. А. Скрябина.
В чём заключался риск? Дело не в количестве деталей, а в том, что каждый орган строится под акустику конкретного помещения. В этом случае орган перенесён в гораздо бóльшее по размерам помещение, и была вероятность, что он не наполнит существенно бóльшие объемы нового зала.
Но бригада из 10 мастеров под руководством органостроителя-интонировщика Мариинского театра в Санкт-Петербурга Елены Загурейко сумела преодолеть все трудности и обеспечить по мнению многих органистов, игравших в течение года в новом зале, полнокровное звучание инструмента.
Перед началом концерта выступили: генеральный директор Северо-Кавказской государственной филармонии им. В. И. Сафонова Светлана Владимировна Бережная и президент «Фонда А. Н. Скрябина» Александр Серафимович Скрябин - потомок гениального русского композитора. Он вручил Северо-Кавказской филармонии одну из восьми памятных медалей с барельефом А. Н. Скрябина, отлитых «Фондом А. Н. Скрябина» к его 145-летию.
В программу концерта вошли:
П. Чайковский - Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта»;
И. Стравинский - Сюита из музыки балета «Жар-птица» (Редакция 1919 г.);
Вступление
Жар-Птица и её танец
Вариации Жар-Птицы
Хоровод царевен
Поганый пляс Кощеева царства
Колыбельная
Финал
А. Скрябин - поэма «Прометей», Солист - Евгений Михайлов, фортепиано;
Ф. Арнабольди - Поэма-фантазия «Послание ангела»для солистов, органа, хора и симфонического оркестра. Слова — Светлана Бережная. Мировая премьера.
Солисты:
Светлана Бережная, орган,
Анна Павловская, сопрано,
Элеонора Кипренская, меццо-сопрано,
Иван Буянец, тенор,
Астемир Макоев, баритон,
Филармонический хор им. В. И. Сафонова.
Академический симфонический оркестр им. В. И. Сафонова.
Дирижёр -- главный приглашённый дирижёр оркестра Пётр Никифоров (Швейцария).
Учитывая, что это был первый концерт коллектива после отпуска, общее звучание оркестра можно оценить как вполне удовлетворительное. Но были недостатки, которые этим не оправдываются.
Так в «Ромео и Джульетте» было много нечистой интонации у валторн. Но это уже мало кого в России удивляет. Редко в каком отечественном оркестре валторны звучат чисто.
Удивило другое - позиционное нестроение группы деревянных духовых в увертюре Чайковского. Видимо оркестранты плохо разыгрались перед началом концерта, потому что в других номерах программы деревянные духовые звучали вполне чисто.
Больше всего претензий у меня возникло к литавристу. Во всех номерах программы он звучал сухо и резко, разрушая общую музыкальную ткань звучания оркестра. Некоторым оправданием ему служит сильное волнение музыканта совсем недавно вошедшего в состав оркестра.
Подтверждением этому стало то, что следующем концерте литаврист играл заметно лучше. А я вспоминал прежнего замечательного литавриста А. Дмитриевского, одновременно занимавшего пост заместителя директора филармонии. Сейчас он руководит местным музыкальным училищем.
С его приходом в училище связывают надежды на то, что оркестр со временем начнет пополняться местными музыкантами. На сегодняшний день оркестр почти полностью состоит из иногородних музыкантов, состоящих в штате оркестра и по много лет живущих по съемным квартирам.
Бросилось в глаза, что на сцене находились только два с половиной пульта виолончелей.. Это безусловно сказалось на общем качестве звучания оркестра - ему не хватало «мяса». Но как я выяснил позже, такая ситуация была связана с форс-мажорными обстоятельствами — почти одновременно заболели две виолончелистки, а две другие ушли в декретные отпуска. Все они состоят в штате оркестра.
Эта ситуация принципиально отличается от той, что сложилась в 2012 году, когда в списочном составе оркестра на начало марта числилось всего пять виолончелистов.
В следующий раз я слышал этот оркестр в марте 2014 года. Тогда состав коллектива был полностью укомплектован, что положительно сказалось на общем звучании оркестра.
Фантазия П. Чайковского «Ромео и Джульетта» была исполнена Никифоровым довольно формально и, как мне показалось, несколько бесстрастно, если не сказать однообразно. В целом у меня осталось ощущение, что эта музыка не очень близка дирижёру.
Исполнение же Никифоровым сюиты из музыки балета «Жар-птица» Игоря Стравинского было замечательным и мне понравилось. Самым интересным получился у Никифорова Поганый пляс Кощеева царства.
В первую очередь я хотел бы отметить, что дирижёру удалось чётко проявить обилие и прихотливость разнообразных ритмических рисунков, свойственных Стравинскому. За, казалось бы, чисто эмоциональной музыкой, просматривался точный расчёт.
Слушая исполнение Никифорова, мне впервые пришло в голову сравнение Стравинского в таком расчете с творчеством Эдисона Денисова. При этом Никифорову удалось проявить разнообразие оркестровых красок в различных эпизодах сюиты.
Весьма впечатляющим стало исполнение поэмы Скрябина «Прометей» с использованием разнообразных и порой изысканных приемов цветовой партитуры. Её в режиме online весьма изобретательно и с хорошим вкусом провёл Сергей Бережной. Партию фортепиано блестяще исполнил Евгений Михайлов. Здесь в полной мере проявился яркий темперамент и артистизм Петра Никифорова.
Завершила программу мировая премьера поэмы-фантазии «Послание Ангела» швейцарского композитора Фабио Арнабольди.
Осенью 2016 года в рамках культурного проекта «Россия - Швейцария», проходившего в Северо-Кавказской филармонии, он впервые приехал в Россию, в Кисловодск, где также впервые состоялись российские премьеры его сочинений.
Для швейцарского композитора горные пейзажи были родными. Но не менее сильное впечатление произвела на Арнабальди интенсивность музыкальной жизни кавказского курорта и особенно старинного кисловодского Курзала. Эти впечатления подвигли Арнабальди на сочинения произведения, в котором прозвучали бы голоса всех , кто сегодня представляет Северо-Кавказскую филармонию.
Так появилась на свет поэма-фантазия для органа, солистов, хора и симфонического оркестра «Послание Ангела», текст для которой написала по просьбе композитора Светлана Бережная. Мировой премьерой сочинения швейцарского композитора дирижировал швейцарский дирижёр Пётр Никифоров.
Сочинение Арнабальди явно носит отпечаток русской симфоническо-хоровой музыки, и вряд ли это было случайностью, поскольку оно было навеяно и кавказским пейзажем, и музыкальной жизнью русского курорта. «Послание Ангела» выдержано в торжественно-величественных, можно даже сказать пафосных тонах, соответствующих величественности пейзажей это «Послание» вдохновивших. В чем-то оно перекликается с музыкой советских композиторов середины ХХ века.
Исполнение Поэмы-фантазии Арнабальди в первую очередь соответствовало замыслу автора и преследовало именно передачу величественности. В целом это удалось Никифорову. Но жертвой этой сверхзадачи пало вербальное содержание поэмы-фантазии.
В первую очередь это стало результатом родового недостатка почти всех российских хоров - плохой дикции. Во-вторых, Никифоров по настоянию Арнабальди, находившегося зале во время репетиций, пережимал в динамике хора и оркестра, результатом чего стало то, что практически было не слышно всех солистов, за исключением сопрано Анны Павловской, которой удавалось прорезать звучание оркестра и хора.
Этот недостаток можно было бы частично компенсировать издав программку концерта с напечатанным текстом, но это не было сделано, что является серьезным упущением в организационной части концерта.
Достойно справилась с весьма технически сложной партией органа Светлана Бережная.
«Послание Ангела» было настолько тепло воспринято залом, что поэму-фантазию на бис исполнили целиком и это было принято слушателями с большим энтузиазмом - исполнителей долго не отпускали со сцены.
В целом, несмотря на высказанные замечания, открытие сезона Северо-Кавказской государственной филармонии им . В. И. Сафонова – третьей в России филармонии федерального подчинения наряду с Московской и Санкт-Петербургской – стало ярким событием не только местной, но и российской музыкальной жизни.
Не так уж часто провинциальная филармония является местом мировой премьеры сочинения зарубежного композитора, сделанной собственными силами.
Владимир Ойвин