Лауреаты VI конкурса пианистов памяти Лотар-Шевченко выступили во Франции.
Лауреаты VI международного конкурса пианистов памяти Веры Лотар-Шевченко, состоявшегося в Екатеринбурге летом 2016 года, выступили с традиционными концертами во Франции.
В состав группы лауреатов, возглавляемой директором конкурса Юрием Данилиным, вошли: Александр Ключко (первая премия среди юниоров), лауреаты старшей группы конкурса: Олег Худяков (первая премия), Тимофей Доля (вторая премия), Жибек Кожахметова и Александр Широков (третьи премии), а также Алексей Вакер – лауреат второй премии V конкурса (2014 г).
Группа лауреатов находилась во Франции с 19 по 22 сентября 2017 года.
Первый концерт 20 сентября молодые музыканты по традиции дали в зале имени Альфреда Корто, учителя Веры Лотар-Шевченко,
Зал Корто – несмотря на не очень большие размеры (400 мест), считается одной из самых престижных концертных площадок Парижа. О его великолепной акустике позаботился автор проекта зала архитектор Огюст Перре, создатель Театра Елисейских полей.
Зал Корто был полон. Среди слушателей находились профессора и преподаватели Консерватории Корто и музыкальная пресса. В зале также присутствовали двое русских ученых – выпускников физико-математической школы в Академгородке под Новосибирском Сибирского отделения Академии Наук СССР, живущих сейчас во Франции, которые в юности слышали выступления Веры Лотар-Шевченко.
Перед началом концерта его участников и слушателей приветствовала Директор консерватории Корто Франсуаза Ноэль Марки Конкурс и участников концерта представил Юрий Данилин.
Программа концерта лауреатов VI Международного конкурса пианистов памяти Веры Лотар-Шевченко в зале Корто, Париж, 20 сентября 2017 года:
Морис Равель – Сонатина фа-диез минор.
Сергей Рахманинов – Этюды-картины №№ 8, 9, ор. 39.
Исп. Александр Широков.
Роберт Шуман – Токката до мажор, ор. 7.
Сергей Прокофьев – Соната №3, ор. 28.
Исп. Александр Ключко.
Ференц Лист – Соната-фантазия «По прочтении Данте» из цикла «Годы странствий».
Исп. Жибек Кожахметова.
Александр Скрябин – Соната №2. ор. 19.
Сергей Прокофьев – Наваждение ор. 4 № 4.
Исп. Тимофей Доля.
Сергей Рахманинов – Прелюдии соль диез минор ор. 32 № 12 и до минор ор. 23 № 7.
Камилл Сен-Санс – Ференц Лист – Владимир Горовиц – «Пляска смерти».
Исп. Алексей Вакер.
Фредерик Шопен – Скерцо № 2 си-бемоль минор, ор. 31.
Исп. Олег Худяков.
Концерт прошел с большим успехом.
Второй концерт лауреатов VI конкурса пианистов памяти Лотар-Шевченко состоялся 21 сентября в концертном зале усадьбы-музея Жорж Санд в Ноане, где жил Шопен. Концертный зал перестроен из хозяйственных помещений усадьбы.
Перед концертом для группы русских пианистов была организованна экскурсия по дому, в одной из комнат которого стоит пианино марки «Плейель», подаренное Шопену Полиной Виардо.
Во время экскурсии Олег Худяков робко спросил:
«А можно одним пальчиком попробовать, как звучит пианино?»
«Зачем же одним пальчиком, можете сесть и поиграть»,
– ответила хранительница музея-усадьбы. И все члены группы немного поиграли на пианино Шопена.
Олег Худяков: “Вся конкурсная программа давным-давно играна мной”
Этот момент для всех стал одним из самых ярких впечатлений от поездки. На вопрос: «Что вы ощутили, когда играли на пианино, клавиш которого касались пальцы Шопена?», Алексей Вакер ответил:
«Очень впечатлило само нахождение среди подлинных предметов, принадлежавших Шопену и Жорж Санд. После её смерти родственники передали все личные вещи государству для организации музея. Ощущение прикосновения к этим клавишам передать невозможно.
Я исполнил фрагмент посмертного ноктюрна Шопена до-диез минор и испытал даже какую-то неловкость».
Александр Ключко, исполнивший на шопеновском пианино фрагмент из фа минорной Фантазии, на этот же вопрос ответил:
«Было ощущение прикосновения к чему-то вечному, к чему-то такому, что хранит в себе крупицы шопеновского гения.
Звучание этого инструмента настолько отличается от сегодняшних роялей, что поневоле испытываешь какое-то благоговение перед этим пианино. Вероятно то, как произведения Шопена звучало на инструменте, на котором играл Шопен, повлияет на мое дальнейшее исполнение его музыки».
Естественно программа концерта в Ноане была составлена из произведений Шопена.
Владимир Ойвин