Каждый раз на фестивале «Безумные дни Нанта», переступив порог Дворца конгрессов, поражаешься толпам, давящимся в очередях перед дверьми всех десяти залов заседаний, на время фестиваля превращённых в концертные залы.
Другое дело, что помещения дворца конгрессов, построенного по принципу здания Юнеско, расчитаны на зачитывание речей в микрофон и вопрос акустики там никогда не решался, но обычно из зала звучание воспринимется хорошо.
Система такая же, как на бюджетных авиарейсах: за одну и ту же цену можно попасть и на лучшие места, и на галёрку. Поэтому как только начинается предыдущий концерт, перед дверьми выстраивается очередь на следующий.
Соседи по отелю жаловались мне на то, что билетов не достать, покупать приходится с рук, искать, доставать, а по нашей истории мы знаем, что дефицит создаёт ажиотаж, ажиотаж – дефицит, и в такой обстановке в десяти залах одновременно идут концерты нон стоп с девяти утра до глубокой ночи: последние концерты начинаются в 23 часа.
Для исполнителей это означает игру до пяти концертов в день с разными программами и в разных составах, для чего нужно обладать большим запасом прочности.
Бюджет мероприятия 4,54 миллиона евро, которые в складчину дают разные государственные и частные структуры, при том, что при стартовой цене билета 4.50 вро, цена в этом году доходила до двадцати пяти евро и было распродано 156000 билетов.
Сын Рене Мартена создал звукозаписывающую кампанию, которая за три часа доводит запись с концерта до стадии законченного и готового к продаже компакт-диска. Публика кидается на стенды и все их сметает настолько быстро, что я видела артистов, растерянно шарящих по полкам и уже не находящих дисков со своими выступлениями, буквально на следующий день после концерта. Можно ещё платно закачать на USB-флешку интересующую запись.
В нашей беседе Рене Мартен сказал, что в ближайшие два-три года непременно собирается создать свой фестиваль в России. Но подробности не сообщает.
Александр Николаевич Колотурский, директор Свердловской филармонии говорит, что давно пытается в этом деле Мартену помочь, но в Екатеринбурге нет подходящего здания. В Москве по моему мнению структуре соответствует Дворец Съездов, но об этом можно только мечтать.
Этот фестиваль Рене Мартен уже делает несколько лет в Японии по нескольким городам, включая Токио (из-за этого в Нанте было огромное количество японских журналистов, телевизионщиков и организаторов, чтобы посмотреть, как проходят концерты, как реагирует публика, кого оставить, кого заменить, что добавить), Бильбао, Варшаве, Рио-де-Жанейро и Монреале.
В создании такого грандиозного мероприятия, самую главную роль играет мощь ключевой фигуры, этот проект придумавшей и всю ответственность на себе несущей.
При любом самом большой техническом и административном аппарате, только такая харизматичная личность, как Рене Мартен может убедить и перетянуть на свою сторону финансистов, правительственных чиновников, артистов, прессу и публику.
Рене Мартен каждый год придумывает новую тематику фестиваля связанную с группой композиторов и одним национальным культурным явлением. В прошлом году фестиваль был посвящён немецкому романтизму, в этом – русской музыке.
Как всегда репертуарная политика строится на совмещении самых известных хитов с одной стороны (куда же нам без Первого Концерта Чайковского или Половецких плясок Бородина) и малоисполняемых и незаслуженно забытых шедевров с другой (Музыка Аренского, Глинки, Черепнина). В категории «современная музыка» фигурируют Рославец с Мосоловым и соната Эдисона Денисова, предложенная Александром Рудиным.
Что же касается исполителей, то Рене Мартен опирался на уже проверенный им костяк русских музыкантов, выносящих на себе уже не первый фестиваль и на которых всегда можно положиться.
Пианист Борис Березовский уже давно приспособился распределять силы на мкогоконцертный ежедневный марафон и считает этот фестиваль лучшим в мире, Уральский симфонический оркестр под управлением Дмитрия Лисса выдаёт по пять концертов в день с самыми сложными программами, виолончелистка Татьяна Васильев, Николай Луганский, Вадим Руденко и другие.
Впервые на фестивале выступили «Терем квартет», не покидавший сцены большого холла и даже успевший дать выездной концерт в местной тюрьме, три русских литургических хора: Московской Патриархии под управлением Анатолия Гринденко, Капелла Санкт Петербурга под управлением Владислава Чернушенко и Симфонический хор Урала под управлением Веры Давыдовой, Александр Рудин в качестве и виолончелиста, и дирижёра своего оркестра «Музыка Вива», Александр Князев и другие.
Излишне писать о том, что русские музыканты в русском репертуаре показали эталонные интерпретации, потрясали.
Елена Ганчикова