Два года тому назад Михаил Дзюдзе, один из основателей «Терем-квартета», покинул коллектив, в котором работал почти тридцать лет.
В этом сезоне музыкант отмечает 30-летие творческой деятельности большим турне по России как сольный исполнитель на контрабас-балалайке, вместе с экс-директором легендарного квартета Ингой Кутянской готовит новые фестивали, ведет мастер-классы. И, конечно, работает над своими новыми живописными полотнами — натюрмортами, пейзажами, портретами…
— Михаил, всего два года прошло с того момента, как вы начали новый путь. Очень сложно было менять жизнь?
— Конечно, это был страшный стресс. Когда два года тому назад, в феврале 2015 года, я ушел из «Терем-квартета», было очень непросто решиться на что-то новое. Что дальше? Чем заниматься? Поначалу я даже думал, что оставлю музыку и буду заниматься только живописью. Но музыка — это моя профессия, с ней связано тридцать лет жизни.
И вот, удивительное дело, перед нами вдруг стали открываться совершенно новые пути и невероятные возможности. Впервые с сольным выступлением я вышел на сцену в Сосновом Бору 16 апреля 2016 года с оркестром «Терема» Андрея Долгова, то есть всего год тому назад. Честно? Было страшно: даже руки дрожали, как у молодого музыканта на дебюте! Тогда я исполнил соло всего два произведения.
А сегодня мы объехали с сольными концертами почти всю страну — от Мурманска до Магадана. 10 000 километров по России только за февраль-март исколесили! Липецк, Самара, Вологда, Череповец, Мурманск, Пенза…
17 концертов, десятки мастер-классов, а впереди еще больше работы: 7 концертов только в Крыму летом будет. Осенью — Сыктывкар, Магнитогорск… Больше тридцати городов за год, если все сложится, как задумано.
— Неужели у вас за такое короткое время сложился сольный репертуар для такого большого тура?
— Не только репертуар сольный сложился, но за это время появилось множество произведений, которые современные композиторы написали специально для контрабас-балалайки!
Из такой музыки сегодня можно собрать отдельный концерт, считайте: Ария, Токкатта и Пассакалия Сергея Евтушенко, «Сибирский сказ» Бронислава Семичова, «La Serenata» и «Фильм-концерт» Евгения Петрова, «Горка» Андрея Долгова, а еще аранжировки Шнитке, музыка по темам Пинк Флойд и многое-многое другое.
На гала-концерте в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии 24 мая некоторые из этих музыкальных работ, например, «Фильм-концерт» Евгения Петрова, прозвучат впервые. Там вообще будет очень много интересного и нового.
— В программе этого концерта какие-то невероятные соединения и смешения: этно, классика, джаз…
— Гала-концерт фестиваля «Национальная коллекция», который мы проводим уже во второй раз, так и называется – «Фьюжн-марафон в стиле этно»: в нем действительно соединятся разные стили и будут представлены новые направления этномузыки.
— Вы думаете, что обыкновенный концерт традиционной этнической музыки будет не так интересен слушателю?
— Дело в том, что для выступления в Петербурге надо учитывать и современное состояние фэтномузыки, и новые поиски музыкантов, и восприятие петербургского слушателя: вы заметили, что в нашем городе практически нет больших фольклорных коллективов, музыкантов, исполняющих народную музыку, разве что оркестр имени Андреева?
Я думаю, что дело в том, что у нас очень европеизированный город. Хотя, наверное, именно для такого города была бы близка идея открытой и Европе, и всему миру музыки.
Но только не фольклора «в чистом виде»: слишком эстетский слушатель, слишком академичный — его на «два притопа, три прихлопа» не возьмешь, он не терпит «сермяжности». И поэтому мы искали для фестиваля «Национальная коллекция» новую, что ли, музыкальную модель, связанную с развитием и продвижением этномузыки.
— Наверное, идея кроссовера будет воплощена на фестивале?
— Кроссовер — это скорее перекресток жанров. И на нашем фестивале такая музыка тоже будет — этническая музыка в современном прочтении. Так, в фестивале «Национальная коллекция» у нас, например, выступит Руслан Гурудэ, уникальный фолк-флейтист, его называют национальным достоянием Хакассии, Юлиана Кривошапкина — исполнительница музыки на якутском варгане и, конечно, фантастическая, необыкновенная фолк-группа OYME, исполняющая финно-угорские напевы.
Этих музыкантов сегодня можно было бы назвать настоящим открытием. Кстати, OYME записали недавно клип с музыкантами Deep Forest! Но такой кроссовер только часть программы и одна сторона идеи.
На концерте 24 мая будут классические музыканты мирового уровня, которые представят свое прочтение этнической музыки: такие, как скрипач-виртуоз с мировым именем Алексей Игудесман, несомненный хедлайнер концерта, блистательный виолончелист Борис Андрианов, великолепный гитарист Дмитрий Илларионов, один из лучших джазовых пианистов Даниил Крамер…
А еще будет лучшая балалайка России Андрей Горбачев и домрист Александр Цыганков. Они через свой профессионализм показывают совсем другой уровень музыкального фольклора: Игудесман, например, исполнит русское танго, сербскую музыку в обработке Бреговича.
И, наконец, мы представим на концерте две мировые премьеры: «Фильм-концерт» Евгения Петрова для контрабас-балалайки и рояля с симфоническим оркестром и концерт для цимбал Курьяна, который исполнит Вероника Прадед.
— Какое необычное название у концерта Евгения Петрова — почему «Фильм-концерт»?
— Это, конечно, надо услышать, чтобы понять. В этой музыке, по-моему, заложено такое невероятное развитие, очень напоминающее язык кино, как говорят, movi. В нем есть такая энергия кинокадра, внутренний сюжет, напряжение. Очень драматичная музыка: и у каждого слушателя будет складываться свое представление, появляться свои ассоциации…
— Почему, как вы думаете, современным композиторам сегодня интересно писать музыку для таких редких инструментов, как контрабас-балалайка, цимбалы?
— Мне кажется, что какой-то поворот в музыке сегодня происходит, что-то новое создается в национальной культуре. Появляется новый, живой интерес к народной музыке.
Мы, например, недавно были на фестивале Бориса Березовского «Музыка земли» и слышали там очень необычный, но очень интересный концерт для гуслей с оркестром! Я думаю, что сегодня вообще идет необычайное сближение разной музыки, потому что, как сказал один из классиков, музыка может быть только хорошая или плохая — и все.
А наш фьюжн-марафон 24 мая — лишнее тому подтверждение: это будет и классика, и народная музыка, и рок, и джаз. Заметьте, все это может сливаться и не противоречить друг другу. Здесь нет безвкусицы, здесь есть новый музыкальный путь.
— Вы в последние два года как раз и искали другие пути?
— Когда мы были в «Терем-квартете» – мы существовали в таком закрытом мире. Что-то вроде музыкальной секты… Мы были самодостаточны, нас мало что интересовало, кроме собственно нашего коллектива. Но ведь нельзя останавливаться в развитии, надо искать новое пространство в музыке!
Инструмент сам по себе, даже в руках у очень хорошего музыканта, развиваться не будет. К тому же сегодня появляются молодые музыканты, они более техничны, в них есть особая энергия…
Вот, например, ансамбль «Русский Ренессанс» или “Квинтет Четырех”! Как играют там молодые музыканты! Какая техника! А чтобы делать новую музыку — надо открыться миру, а не замыкаться на себе… Мы сегодня работаем с оркестром национальных инструментов «Терема».
Руководит этим оркестром Андрей Долгов — молодой и безумно талантливый музыкант, композитор, аранжировщик. И с ними очень здорово работать, потому что эти музыканты как раз открыты миру. Они не «пронафталинены», как некоторые наши коллективы народных инструментов, они ищут новое в музыке и готовы к этому новому.
Жаль только, что никак не удается учредить этот оркестр — кто-то считает, что у нас, в Петербурге, и так оркестров много, поэтому для безумно дорогих лазерных шоу, инсталляций и разовых акций на Дворцовой бюджета хватает, а для поддержания хорошего молодого коллектива — нет!
Ну а на концерте в Филармонии на сцене будет не только оркестр национальных инструментов «Терема», но и «Северная симфониетта» – оркестр Фабио Мастранджело — и музыканта, и человека удивительного. И вообще, у нас есть идея найти композитора, который написал бы музыку для двух оркестров — народных инструментов и симфонического.
— Вы удивительно позитивно настроены — откуда черпаете столько сил и идей? Наверное, помогает увлечение живописью? У вас ведь даже выставка картин недавно состоялась? Какие впечатления остались у посетителей выставки от ваших работ, интересовались?
— Живопись для меня все-таки только хобби. И я ни в коей мере не претендую на оценку моих работ как профессиональных. Так же как не думаю, что войду в мир художников, займу какое-то место в «истории искусства». Это очень интравертная, очень непубличная история, она для себя, для души.
Именно живопись спасала меня, особенно в первое время, когда я ушел из «Терем-квартета». И для меня создание картин очень тесно связано с музыкой: мне иногда кажется, что, когда я рисую, я оставляю на полотне какие-то музыкальные идеи, которые рождаются во мне.
Музыка, она ведь мгновенна — прозвучала, и нет её! А живопись остается. Она живет своей жизнью, она меняется. Точнее, меняется наше восприятие во времени. И здесь для меня очень интересна идея соединения разных видов искусства, на стыке музыки и живописи рождаются какие-то совсем новые идеи. И тут я чувствую свой собственный внутренний рост, и вижу, как формируется мой собственный художественный язык, стиль.
Кстати, не подумайте, что я такой один среди своих коллег-музыкантов: у Анны Макаровой, знаменитой петербургской арфистки, например, очень много живописных работ, певица Ольга Бородина тоже пишет. И я даже думал, не провести ли нам какой-то совместный перформанс, где музыка и живопись выступят вместе.
— Вы проводили мастер-классы для молодежи, когда ездили по городам России, для музыкантов или для художников?
— И для тех, и для других. Знаете, я бы назвал их скорее не мастер-классами, но творческими встречами, потому что говорил с ними не только о музыке, но и о живописи, показывал свои картины, обсуждал особенности звукоизвлечения в музыке и цвета, штриха, линии в живописи. И на этих встречах были молодые мастера – и музыканты, и художники.
Я вообще чувствую необходимость передать то, что умею, то, что есть во мне, другим — молодым, начинающим. Хочется пробудить в них интерес — к музыке, к живописи, к жизни, наконец!
Вот я, когда ушел в «свободное плавание», то сначала захотел просто поиграть красивую музыку — не придумывать, не переделывать, не зарабатывать… И тогда, я помню, мы с Цыганковым и Горбачевым сделали «Венецианский карнавал» Паганини. Просто очень красивая музыка.
— А такой неожиданный путь, как овладеть новым инструментом, не искали?
— Я 30 лет играю на контрабас-балалайке, почти 25 лет — на инструменте, который сделали еще до войны, он пережил блокаду. Мы почти родные с ним.
Правда, в этом юбилейном году мне преподнесли не совсем обычный подарок — электронный контрабас-балалайку. Увы, оказалось, что она для меня «маловата».
Я отдал её в Российский национальный оркестр, а для меня делают новый инструмент — побольше. Конечно, он годится для аранжировок рок-музыки, у него другое, электронное звучание. Но это тоже новое — это интересно.
— У Михаила Дзюдзе, «первого контрабаса мира», не появилось конкурентов или соперников?
— К счастью, только коллеги-контрабасисты. Как-то контрабасист и композитор Бронислав Семичов написал музыку для двух контрабас-балалаек — но оказалось, это очень сложно звучит, и я в конце концов свел эту музыку в один инструмент.
А вот La Serenata Евгения Петрова, где соперничают контрабас-балалайка и смычковый контрабас, это такая замечательная музыкальная дуэль, где слышны преимущества обоих инструментов. Я ведь когда-то начинал играть на виолончели, потом — на смычковом контрабасе, и вот уже 30 лет — со щипковым контрабасом. Поэтому я чувствую и понимаю эти инструменты.
Сейчас, например, мы работаем с Артемом Чирковым — лучшим контрабасистом оркестра Юрия Темирканова, делаем программу к следующему фестивалю «Национальная коллекция», где будем вместе играть музыку Баха, Генделя, Шостаковича.. Знаете, это ведь удивительный драйв — работать с молодыми и талантливыми музыкантами. Надо быть рядом с такими — живыми, энергичными, дарить им свой опыт и получать их энергию для новых идей и творчества.
Беседовала Ирина Тарасова