Оперная певица Галина Вишневская, постоянная партнерша Ирины Архиповой, исполнившая вместе с ней немало опер, рассказала об особом отношении Архиповой к оперному творчеству.
11 февраля не стало Ирины Архиповой, советской и российской оперной певицы с мировым именем. Ирине Константиновне было 85 лет, в 2010 году она должна была отпраздновать 55-летие творческой деятельности.
Архипова принадлежала к тому же оперному поколению, что и режиссер Борис Покровский, ушедший в 2009 году. Певица Галина Вишневская рассказала, как работали представители этого почти исчезнувшего, поколения.
— Галина Павловна, вы стали певицей Большого театра в то же время, что и Ирина Константиновна?
— Да, мы с Ириной Константиновной пришли в Большой театр практически в одно время. Меня приняли в Большой театр немного раньше, а в 1956 году пришла она. Мы были партнершами много лет, и я до сих пор с удовольствием вспоминаю те спектакли, в которых мы вместе пели.
Например, «Аиду» Верди, в которой у меня была партия Аиды, а у нее — партия Амнерис. Тогда артисты по-другому относились к искусству и к своему месту в нем. Всегда были готовы к творческому общению.
Из того блестящего состава артистов уже больше никого не осталось. Только я сижу здесь и разговариваю с вами.
— Но ведь вы с Ириной Константиновной пели не только в «Аиде», но и в других операх?
— Мы пели вместе оперу Римского-Корсакова «Царская невеста», в которой она пела Любашу, а я — Марфу. Оперу Прокофьева «Война и мир» — у меня была партия Наташи Ростовой, а у нее — Элен Безуховой, пели вместе в Реквиеме Верди.
Не знаю, уместно ли сейчас говорить о ее творческом пути. Мне это очень тяжело. Я знала, что Ирина Константиновна давно и тяжело болела. Было видно, что ее скоро не станет, но, тем не менее, известие об ее уходе в мир иной ошеломило меня.
— У нее были качества, которых у нынешних молодых оперных певцов уже никогда не будет?
— Большую певицу всегда отличает высочайший профессионализм, точность и особое отношение к своему творчеству. Никто не слышал у нее ни одной фальшивой ноты, ее голос никогда не срывался.
Каждая нота в партии была сделана, проверена, выверена и только тогда Ирина Константиновна выносила ее на сцену.
Молодые певицы могли бы развить в себе эти качества, но вот получится ли у них что-нибудь? Трудно сказать. Ведь сегодня многие из них по-другому относятся к оперному театру. И их подход к работе часто не выходит за рамки дилетантизма.
Ирина Константиновна была настоящая русская певица, она несла традиции Большого театра, в котором всегда ставили высокую творческую планку. В то время артисты каждый раз готовились к спектаклю, даже если исполняли его много лет. Ирина Константиновна с уважением относилась к Большому театру, хотя сама всегда была его украшением.
— Наше поколение слушало голос Ирины Константиновны, в основном, в записях. Расскажите, как она пела? Можно ли ее с кем-нибудь сравнить?
— У нее был великолепный голос. Но когда заходит речь о такой яркой индивидуальности, как Архипова, не стоит ее с кем-то сравнивать или спрашивать, кто бы смог спеть так же. Так уже никто не споет. Так пела только она. Другой артист споет по-другому.
Не будем говорить о том, лучше он это сделает или хуже. То, что делала Ирина Константиновна, не сделает больше никто. Это удел большой личности, которой она и была.
— Об Архиповой многие вспоминают сейчас не только, как о певице, но и как человеке умном, очень интеллектуальном, образованном…
— У Ирины Константиновны было два высших образования. Перед тем, как поступить в Консерваторию, она окончила Архитектурный институт. Два образования есть у немногих певцов, тем более, архитектурное. Но когда поешь оперы, тут уже не до архитектуры.
Если артист репетирует и играет оперные спектакли, исполняя в них сложные оперные партии, ему уже не до интеллектуального анализа. Тут важно партнерство, совместная работа, и результат, которого ты достигаешь вместе с остальными участниками постановки.
— Певицы вашего поколения стараются передать свой опыт молодым исполнителям. Вы занимаетесь с ними в Центре оперного Пения, Архипова тоже многое сделала для молодых певцов…
— Она слушала множество молодых певцов. Умела находить настоящие таланты и многое для них делала. Мне кажется, что они очень многое потеряли с ее уходом. Это огромная потеря, невосполнимая. У меня сейчас настолько переполнены сердце и душа, что мне очень трудно говорить.
Ирина Константиновна была замечательной певицей. Она оставила ярчайший след в оперном искусстве. Мне тяжело думать о том, что она отошла в мир иной. И у меня такое ощущение, что с ее уходом все закончилось. Мы остались здесь на земле, и будем молиться о том, чтобы Господь принял ее душу.
Ольга Романцова, “Газета”