Осенью 2017 года в Центральном Доме журналиста состоялась презентация книги всемирно известного пианиста Евгения Кисина «Воспоминания и размышления».
Книгу тиражом 1000 экземпляров выпустил издательский дом «Арт-Волхонка». Редактор-составитель – М. Аршинова. Информационные партнеры – ООО «Подмосковные вечера» и агентство «Турне».
Ниже приводим одну из глав книги «Воспоминания и размышления».
Вы можете купить книгу на сайте издательства.
***
В детстве, когда я только начал выступать перед публикой, случалось иногда, что при выходе на сцену у меня не было должного настроения, вдохновения, и тогда весь концерт не удавался.
И вот, когда мне исполнилось 15 лет и я был на гастролях в Японии с «Виртуозами Москвы», в первом отделении концерта в Токио я неудачно сыграл Двенадцатый концерт Моцарта, а во втором Первый концерт Шостаковича получился хорошо.
После концерта пришёл ко мне в номер гостиницы Спиваков и спросил:
«Что случилось в Моцарте?»
Я ответил, что был не в настроении, и тогда Владимир Теодорович прочитал «лекцию», которая очень мне помогла.
«Настоящий артист должен создавать себе настроение. Думаешь, легко мне было играть с Бернстайном в Зальцбурге концерт Моцарта? Знаешь, как я волновался? Но я всё время повторял себе, как это прекрасно, что я играю в городе Моцарта с самим Бернстайном, какое это счастье… и потом меня вызывали на сцену 7 раз после тихо заканчивающегося концерта! А если бы я поддался „настроению“, можешь себе представить, чего бы я там навалял!»
— сказал Спиваков.
Не сразу, но постепенно я этому научился. На всю жизнь.
Вскоре после переезда в Нью-Йорк меня пригласили выступить в тамошнем Рэдио Сити Мьюзик Холл на церемонии вручения премии «Грэмми». Играть мне предстояло около трёх минут, финал «Испанской рапсодии» Листа.
Мне тогда дали комнату с роялем для разыгрывания, времени было много, я играл, играл, повторяя по многу раз… и после моего выступления, которое транслировалось живьём на весь мир и которое смотрели 1 600 000 000 (!) телезрителей, сопровождавший меня представитель звукозаписывающей фирмы BMG Classics сказал мне:
«Ты выглядел таким спокойным!»
И вот тогда-то я убедился: чем больше занимаешься, тем спокойнее и увереннее себя чувствуешь на сцене. И это открытие тоже сослужило мне службу на всю жизнь. Чтобы справляться с предконцертным волнением, необходимы две вещи: хорошо подготовиться к концерту и с самого начала, ещё до выхода на сцену, погрузиться в музыку.
В первые годы жизни на Западе у меня во время концертов иногда стало появляться ощущение рутины. Однажды, весной 1994 года, выступая в Болонье, я вышел на сцену играть сольный концерт с таким ощущением, но тем не менее сыграл хорошо, публика была довольна — и уже после того, как я исполнил заготовленные 4 биса, она просто не отпускала меня со сцены! Выхожу я на сцену снова и снова — а публика продолжает аплодировать всё с большим и большим энтузиазмом!
Ну, сыграл я по памяти ещё что-то на бис — а слушатели продолжают просить ещё и ещё! Стал я играть разные бисы… в общем, после 13-го биса, когда была уже половина первого ночи, вышли на сцену пожарные и заявили:
«Этот театр – муниципальное здание, поэтому мы закрываемся!»
— и только тогда аплодисменты стихли. И был я на седьмом небе, и стыдно мне стало за то, что в начале вышел на сцену без вдохновения.
А пару лет спустя, весной 1996 года, был я в Кёльне, играл с тамошним оркестром под управлением Рудольфа Баршая Второй концерт Бетховена.
Как-то выдался у меня между репетициями свободный час, пошёл я погулять по пешеходной улице в центре города и вдруг услышал музыку. Подхожу ближе и вижу, что четверо музыкантов на улице играют квартет Бетховена (причём все, кроме виолончелиста, стоят), а внизу лежит футляр, в который им бросают деньги.
Евгений Кисин представит в Москве свою книгу «Воспоминания и размышления»
Эти музыканты, игравшие для прохожих, из которых мало кто обращал на них внимание и останавливался послушать, не просто были высокого профессионального уровня, но играли с такой огромной отдачей, с таким вдохновением, что тут уж мне на всю жизнь стало стыдно и я сказал себе: да как же ты смеешь иногда выходить на сцену и играть для заплативших деньги и пришедших слушать тебя людей не с полной отдачей?! И с тех пор, хотя все концерты, конечно, не могут удаваться одинаково хорошо, каждый концерт для меня — событие, во время которого я отдаю всё, что могу.
Какой замечательный музыкант был Рудольф Борисович, как интересно было с ним работать… Я тогда играл Второй бетховенский концерт второй раз в жизни.
Помню, когда мы проходили этот концерт один на один и дошли до последнего эпизода второй части, где идёт как бы перекличка оркестра с фортепиано и оркестр играет куски главной темы на пианиссимо, Баршай сказал, что здесь «разговор с небесами», и спросил меня:
«А как Вы считаете, это нужно играть напряжённо или просто очень тихо?»
А потом посоветовал мне не замедлять перед репризой третьей части, сказав:
«Вот Шостакович здесь не стал бы замедлять.»
(Баршай хорошо знал Шостаковича.) И впоследствии я понял, что действительно лучше в том месте обойтись без замедления. Вообще иногда для достижения большего эффекта лучше именно НЕ подчёркивать. И в музыке, и в жизни.
А ещё рассказал мне тогда Рудольф Борисович, что в начале каждого своего рабочего дня Шостакович садился за рояль и играл Баха, и процитировал слова Дмитрия Дмитриевича, что нужно писать музыку так, как это делал Бах: неважно, в какой тональности и на каком инструменте её играешь, всё равно звучит замечательно.
И правда ведь! — но кому, кроме Баха, это удавалось?..
Купить книгу на сайте издательства.
Евгений Кисин