Фестиваль современной хореографии «Context» придуман и организован Дианой Вишневой.
Собирает программу не она – за приглашение иностранных участников отвечает худрук Роттердамской танцакадемии Самуэль Вюрстен, за отбор молодых хореографов – бывшая солистка Большого, а ныне педагог-репетитор Анастасия Яценко, за кинопрограмму – директор Центра документального кино Софья Капкова.
Общими усилиями эта команда сотворяет «Context», превращая пять ноябрьских дней – с 24 по 28 – в дни танца.
Диана Вишнева принципиально избегает ситуации «фестиваль вокруг меня»: она с большим удовольствием смотрит программу из зала, чем выступает на сцене.
Поэтому идти на фест, чтобы «посмотреть на Вишневу» — неразумно: она будет появляться нечасто, лишь в день открытия и в день закрытия феста. Стоит идти, чтобы посмотреть, что нравится Вишневой – и, даже если что-то не нравится с первого раза, задуматься над тем, что она – человек, знакомый с лучшей хореографией мира — в этих спектаклях находит.
Голландские мастера
Честь открытия феста доверена труппе Introdans из голландского Арнема – небольшому, но очень крепкому коллективу, диапазон которой весьма широк – от почтенной неоклассики до вызывающего contemporary.
«Голландские мастера» — это три хореографа из разных поколений: перешагнувший 80-летний рубеж Ханс ван Манен представлен «Анданте», 66-летний Нильс Кристи – «Cantus», а 37-летний Бен Холдер – «Daylight». Первый и второй – столпы неоклассики в современном мире: воспоминания о Баланчине и более того – о Михаиле Фокине – проявляются в их стройных, безупречно красивых, тонко настроенных в музыку бессюжетных сочинениях.
Холдер же, ученик Мориса Бежара — более свободен в своей геометрии, но тоже не устраивает танцреволюций: его сочинения и пластикой, и своим настроением в родстве с американским черным модерном, с его неиссякаемой витальностью. К голландцам присоединится хозяйка феста: Диана Вишнева выйдет в «Анданте» — небольшом дуэтном балете, что сочинил ван Манен на музыку из 40-й симфонии Моцарта.
24 ноября, 20.00 театр Моссовета.
Финал конкурса молодых российских хореографов
Из пятидесяти молодых сочинителей танцев, что в начале лета подавали заявки, Анастасия Яценко отобрала шесть – и теперь они представляют свои произведения на фестивале. Сона Овсепян, Михаил Колегов, Константин Семенов, Елизавета Некрасова, Арина Тростянецкая, Екатерина Лещенко – кто из Вагановского, кто из московской Академии, кто вовсе из фигурного катания – все мечтают о великом будущем или по крайней мере о стажировке во французской мастерской Каролин Карлсон, которая должна достаться лучшему из творцов.
Четверо из шести совсем нигде прежде не светились, Константин Семенов замечен в аккуратных неоклассических сочинениях, а Сона Овсепян – в дамской патетической хореографии.
К их сочинениям, созданным специально для фестиваля, будет добавлена одноактовка «Inner V» петербургского хореографа Лилии Бурдинской — хореографа, склонного к сентиментальности и женским дуэтам. Сумма в уравнении вечера от этого не перестает быть загадкой; ну, собственно, ничего обещать невозможно, но всегда можно надеяться на неизвестное чудо.
25 ноября, 20.00 в Электротеатре «Станиславский».
8cho
Аргентинское танго-шоу, которое привозит в Россию впервые посещающая нашу страну Brenda Angiel Aerial Dance Company, так же темпераментно, как все высококлассные танго-шоу. И также заставляет зал подпрыгивать в креслах — так, что хочется не только смотреть, но и танцевать вместе с артистами. Но у него есть одно существенное отличие: к поясам артистов прикреплены лонжи, и танцы происходят не только на полу, но и в воздухе.
То есть если партнер яростно швыряет танцовщицу от себя – она не впечатывается носом в пол, а изящно так летит к другому кавалеру через всю сцену – и ревнивцу остается только губы кусать, да самому взлетать в буйном танце, надеясь приманить других летучих партнерш. Да, это гибрид танца и цирка – совершенно восхитительный.
Притяжение: вариации во времени и пространстве. Встреча с Дианой Вишневой
Итальянский хореограф Мауро Бигонзетти ставит танец, Диана Вишнева танцует, а режиссер Андрей Северный снимает ее. Снимает необычной камерой – той, что фиксирует до 1000 кадров в минуту. Потом танец можно разглядеть как полет колибри в документальных фильмах – во всех подробностях. Всего таких съемок – на 18 минут. А потом можно поговорить с самой Дианой Вишневой.
26 ноября, 18.00 Центр документального кино.
The Man of the Hour
Главные центры современного танца в сегодняшнем мире – Нидерланды и Израиль, и хореограф Ицик Галили в равной степени двум этим странам принадлежит. Он начинал танцевать в Bat Dor Company, затем стал звездой главной танцкомпании Израиля – Batsheva Dance Company, начал сочинять, уехал, взял штурмом Голландию – и словосочетание «Ицик Галили» стало синонимом очень жесткой, очень экспрессивной, мускульной хореографии, в которой жизнь бурлит, празднует, простодушничает и вдруг философствует, а смерть врезается в человека как грузовик – мгновенно и беспощадно.
Три года назад пятидесятилетний Галили – хореограф с мировым именем – вдруг решил вернуться. И с тех пор думает о том, что вот это такое – его страна, и ставит о ней спектакли. «The man of the Hour» – совместный проект Израильской оперы и центра современного танца имени Сюзан Делаль – посвящение Израилю, его людям и его пейзажам. Любопытно, что в России – мировая премьера: Израиль увидит этот спектакль неделю спустя.
26 ноября 20.00, 27 ноября 20.00 в Гоголь-центре.
Закрытие фестиваля
Последний день феста принесет гастроль труппы Марты Грэм. Это, конечно, событие из разряда исторических – одна из главных сочинительниц танца в ХХ веке, первая леди американского модерна за всю свою длиннющую жизнь (1894-1991) ни разу не бывала в России. Четыре года назад в Питере был впервые у нас в стране показан ее балет «Лабиринт» — на бенефисе Дианы Вишневой: хозяйка фестиваля тогда захотела станцевать эту великую притчу о том, что при необходимости любая женщина сможет сама сразиться с Минотавром, не очень-то надеясь на заезжих героев.
В Москву труппа, что уже почти четверть века живет без своей основательницы и хранит ее наследие, привозит три спектакля – два сочиненных ею – «Хроники» 1936 года и «Весну священную» 1984 года, и один, сделанный молодыми хореографами в память о жертвах 11 сентября – «Lamentation Variations».
Но этим программа финального дня не исчерпывается: еще появится Диана Вишнева в маленьком балете Ханса ван Манена «Live». В 1979 году голландский патриарх был одним из первых, кто стал экспериментировать с видео в танце – и этот спектакль построен как диалог балерины с ее образом на экране.
28 ноября 19.00 театре Моссовета.
Вспоминая Майю Михайловну
Плисецкая возглавляла попечительский совет фестиваля «Context»; Плисецкая была очевидной ролевой моделью для Дианы Вишневой, когда та решила не ждать милостей от родного Мариинского театра, а самостоятельно планировать свой репертуар. Этот фестиваль посвящен памяти Плисецкой – и вспоминать о ней приглашен патриарх российской балетной критики Вадим Гаевский, что видел танцы юной Плисецкой еще во время Великой Отечественной. С участниками этой встречи будет вживую говорить Время – мудрое, тихо-насмешливое и влюбленное в свою ушедшую героиню.
28 ноября 15.00 в Центре документального кино.
Кинопрограмма
Центр документального кино предлагает широкий взгляд на мир танца и балета. От фильма «Редкие птицы», что представляет собой хроники создания «Озера лебедей» в Норвежском балете (наши хранители наследия сочли бы этот яркий и эффектный спектакль оскорблением Петра Ильича Чайковского) до «Балетных классов», где у станка пашут старшеклассники балетной школы на Кубе (этот питомник виртуозов каждый год производит отличных танцовщиков, которые быстренько перебираются в Европу и Америку). От «Человека за кулисами» (портрет хореографа Винсента Паттерсона, что работал с Майклом Джексоном и Мадонной) до «Шести сезонов» (фильма о том, как Акрам Хан ставил свой спектакль «Земля»).
И – особым подарком – «Никогда не останавливайся», где во время танцфестиваля в кадре появляются люди совершенно легендарные – хореографы Мерс Каннингем, Пол Тейлор и Марк Моррис, а также любимая балерина Баланчина Сьюзан Фаррелл.
Редкие птицы. США, Норвегия 59 мин реж. Т. М. Райвс – 24 ноября 19.30 и 26 ноября 20.00.
Никогда не останавливайся. США / 78 мин / реж. Рон Хонса – 25 ноября 20.00 и 26 ноября 21.15.
Шесть сезонов. Франция / 51 мин / реж. Жиль Дельмас – 25 ноября 21.30 и 28 ноября 21.00.
Человек за кулисами. Швеция / 58 мин / реж. Керсти Грюндиц – 27 ноября 19.30 и 28 ноября 19.00.
Балетные классы. США / 100 мин / реж. Мэри Джейн Доэрти – 27 ноября 21.00 и 28 ноября 17.00.