В номинации «Деревянные духовые» на конкурсе Чайковского пока взят таймаут.
Третий тур состоится только в четверг, у финалистов пока есть возможность немного отдохнуть, собраться с силами, отшлифовать еще раз трудные места предстоящей программы, чтобы показать себя с оркестром во все красоте и блеске.
Сразу после окончания второго тура Георгию Ковалевскому удалось задать несколько вопросов членам жюри.
Итоги второго тура комментирует председатель жюри, флейтист, солист Симфонических оркестров Метрополитен-оперы, Лос-Анджелеса Денис Буряков:
— Как вы оцениваете уровень конкурсантов первого и второго тура?
— Уровень был очень высокий и особенно в полуфинале. Все кандидаты были достойными. Выбор финалистов осложнялся еще и тем, что были представлены разные инструменты, и участники жюри, соответственно, голосовали тоже по-разному. Но у всех нас было желание выбрать лучших музыкантов, этим критерием мы и руководствовались. То, что в номинации представлены разные инструменты, я считаю, в какой-то степени и плюс.
Мы можем с другой стороны посмотреть на своих коллег. Потому что обычно флейтисты выбирают по своим параметрам, кларнетисты – по своим. А тут к каждому инструменту был подход с четырех сторон, и в целом, мне кажется, получился волне объективный результат. Конечно, каждый из нас считает, что что-то было неправильным в выборе, это неизбежно на любом конкурсе. Но все мы, повторюсь, довольны высоким уровнем!
— У вас был опыт работы в жюри конкурсов, где разные инструменты включаются в общее соревнование?
— Нет, если честно, это первый опыт. Это усложняет, но и добавляет интереса. Безусловно, это историческое событие.
— Мне показалось интересным, что очень ярко показали себя участники из Венесуэлы. Один из них, флейтистка Джойди Бланко, в итоге, стала финалисткой.
— У них вообще очень сильная школа в плане музыкальности. В стране действует специальная образовательная система, благодаря которой с детства прививается любовь к музыке и культивируется именно искренность исполнения. Нам это понравилась. Чисто технически не все из них были самые сильные, но все играли очень интересно.
— У каждого инструмента был еще и свой набор обязательных произведений. У флейты и гобоя – он шире, а у кларнета, наоборот, жестко регламентированный список. Насколько важно давать выбор в конкурсном репертуаре?
— И в том, и в другом варианте есть свои плюсы и минусы. Если участники играют одно и то же, их легче сравнить.
Но с другой стороны, если есть разная программа, и исполнитель выбирает то или иное произведение, это тоже многое говорит о них, как о музыкантах.
Мы с членами жюри обсуждали вопрос репертуара, и кларнетисты сказали, что при одинаковой программе им будет легче сопоставить конкурсантов друг с другом. Лично мне было интересно дать выбор флейтистам.
— К тому же во втором туре прозвучали современные сонаты петербургских композиторов.
— Да, это тоже важный фактор. Поскольку трансляция идет на весь мир, мне хотелось, чтобы люди узнали, что такие композиторы существуют, потому что во всех странах есть композиторы, известные только у себя и мало исполняемые в мире. Мне кажется, что и Юрий Корнаков, и Вячеслав Наговицын достойны того, чтобы их поиграли на международном конкурсе.
— Раньше ведь была практика исполнения обязательного произведения, написанного специально для конкурса. Может быть ее стоит возродить?
— Почему бы нет, неплохая идея.
Конкурс имени Чайковского, деревянные духовые: результаты второго тура
Несколько аналогичных вопросов мы задали гобоисту, солисту амстердамского симфонического оркестра Консертгебау Алексею Огринчуку:
— Ваши впечатления от двух прошедших туров? На мой взгляд были очень яркие участники.
— Да, очень яркие, живые,
— Трудно сравнивать флейту, гобой, кларнет и фагот в одном ряду?
— Трудно, но это не первый конкурс в международной практике, совмещающий несколько разных специальностей. Каждый выбирает для себя, что для него является приоритетом. Самое главное, чтобы в исполнении была слышна личность.
И, в итоге, мы ищем свободу экспрессии на сцене, не важно, играет человек на флейте или на фаготе. Понятно, что в идеале должно быть максимальное владение инструментом.
Мы услышали огромное количество талантливых молодых музыкантов. Очень приятно, что к конкурсу приковано такое внимание. Это, действительно, историческое событие, что в конкурсе Чайковского первый раз участвуют деревянные духовые.
— В финал прошли четыре флейты и всего один фагот, француженка Лола Дескур. Мне сказали, что девушка с фаготом – это уже не новость.
— Да, сейчас девушки играют и на тубе, и на тромбоне… Посмотрим, что будет дальше. Все будет зависеть от того, как финалисты покажут себя на концерте с оркестром.
Георгий Ковалевский, “Музыкальная жизнь”