Во время пандемии концертная жизнь в мире понесла огромные потери. Многие концерты, запланированные с иностранными солистами, перенесены на год, а то и на два, но большая часть просто отменена. В концертной гобойной афише тоже происходят изменения.
В прошлом году отменились два концерта гобоиста Алексея Огринчука солиста Концертгебау, профессора Haute Ecole de Musique de Geneve: 9 и 10 апреля 2020 Алексей должен был дирижировать РНМСО.
24 октября 2020 года Алексей не смог приехать и участвовать в абонементном концерте Государственного академического камерного оркестра России. На место солиста встал руководитель ГАКОРа Алексей Уткин. Это была равноценная замена и слушатели, купившие билеты, не были разочарованы.
В начале 2021 года концертный зал «Зарядье» был вынужден оповестить своих слушателей, что концерт с участием Алексея Огринчука, запланированный на 13 марта 2021 года переносится на 21 мая 2022 года. Закрытие границ, вынужденные карантинные ограничения лишают нас многих, порой долгожданных, встреч с любимыми музыкантами. Но некоторые события всё-таки происходят.
На днях Москву посетила гобоистка Мария Сурначева солистка оркестра «Musikkollegium Winterthur» (Швейцария). Она провела мастер-класс для музыкантов в Московском Флейтовом Центре, любезно предоставившем своё помещение для занятий гобоистов.
И вот спустя неделю у российских гобоистов снова радостная встреча. На несколько дней в Россию приехал Иван Подъемов: солист Концертгебау (Амстердам), преподаватель Hochschule Luzern Musik.
Теперь уже повезло меломанам и музыкантам Северной Столицы. 20 февраля 2021 в Капелле Санкт-Петербурга состоялся концерт абонемента «Вокруг света с немецкими музыкантами». В этот вечер Иван Подъемов выступил в качестве солиста. С Симфоническим оркестром Капеллы он исполнил сочинения Моцарта: Andante для флейты с оркестром до мажор (в переложении для гобоя) и Концерт для гобоя с оркестром до мажор. И в рамках этого же концерта состоялся дебют Ивана в качестве дирижера: под его руководством прозвучала Девятая симфония Шуберта.
Но радостные события для гобоистов Санкт-Петербурга этим не ограничились: на следующий день 21 февраля в Капелле Иван провел мастер-класс для гобоистов Санкт-Петербурга.
Последний раз мастер-класс в России Иван проводил в феврале 2018 года в Москве, в год столетия со дня рождения его педагога – профессора академика Ивана Федоровича Пушечникова. 24 февраля 2018 года в концертном зале МГИМ им. А. Г. Шнитке Владимир Вяткин – гобоист, доцент МГИМ, солист МГАСО п/у Павла Когана – организовал день, посвященный памяти Иван Федоровича.
В этот день Иван Подъемов и Алексей Огринчук дали серию мастер-классов, а вечером состоялся концерт выпускников И. Ф. Пушечникова – солистов ведущих оркестров России и Европы, преподавателей ведущих учебных заведений.
Но 21 февраля 2021 года в Капелле, прошел мастер-класс более масштабный, чем в 2018 году: Иван Подъемов десять часов занимался с музыкантами Санкт-Петербурга. Вот список гобоистов, которым посчастливилось работать в этот день с Иваном: Дугар Цыбиков, Пётр Беляев, Тимофей Яхнов, Маргарита Андреева, Анастасия Шипкова, Анастасия Гламаздина, Полина Федосимова, Арина Широкова.
Естественно, что мастер-класс Иван проводил в сопровождении пианиста. Бессменным концертмейстером этого дня, отыгравшим с Иваном Подъёмовым и гобоистами от первой и до последней минуты, была Елена Михайловна Серова.
Елена Серова – концертмейстер кафедры деревянных духовых инструментов Санкт-Петербургской консерватории им. Н. А.Римского-Корсакова, приглашенная солистка-клавесинистка Страдивари-ансамбля Мариинского театра.
В 2019 году Елена признана лучшим концертмейстером XVI Международного конкурса имени П. И. Чайковского в номинации “Деревянные духовые инструменты”. С участниками Конкурса Чайковского Елена блистательно сыграла 26 флейтовых и гобойных программ за 5 дней.
Осенью 2020 года Елена была среди тех концертмейстеров, которые выручили III Всероссийский музыкальный конкурс. Из-за ограничений в период пандемии организаторам конкурса пришлось отказаться от участия симфонического оркестра в финале конкурса. В результате музыканты были вынуждены играть финал в сопровождении пианистов.
На качестве исполнения программы конкурсантами-солистами это никак не сказалось, только показало, какие талантливые и профессиональные пианисты-концертмейстеры работают в ведущих вузах России.
И в заключении остаётся добавить, что после Питерских насыщенных рабочих дней Иван Подъемов всё-таки смог приехать в Москву и уделить внимание московским гобоистам. Он провел мастер-классы с гобоистами Российского национального молодежного симфонического оркестра.
Музыканты РНМСО – кадровый резерв для симфонических коллективов России. И с первых дней своего существования этот коллектив позиционируется не просто как симфонический оркестр.
РНМСО функционирует как своего рода академия: с молодыми музыкантами оркестра постоянно работают наставники из ведущих оркестров мира. Гобоисты РНМСО уже занимались с солистом Royal Concertgebouw Orchestra, Алексеем Огринчуком. И вот им опять повезло: с ними провел мастер-класс солист этого же оркестра – Иван Подъемов.
На фотографии из Филармонии-2, базы РНМСО, деревянная группа гобоев и их наставники: Фрол Герасимов, Павел Чередниченко, Иван Подъемов, Юлия Беляева, Александр Корепанов, Диана Даниелян.
На первом плане – Алексей Коноплянников, концертмейстер гобойной группы Госоркестра России имени Е.Ф. Светланова. Алексей больше всех гобоистов уделяет время молодежи РНМСО и, по моему мнению, уже давно является их неофициальным куратором.
Мастер-классы Ивана Подъемова в Филармонии-2 привели гобоистов в полный восторг, принесли огромную пользу и доставили удовольствие всем участникам! Надеюсь на их скорейшее повторение и, возможно, на проведение этих мастер-классов для более широкой аудитории.
Дарья Хуторецкая