У пианистов третий день первого тура подкинул пару сюрпризов, кардинальным образом перекроив предполагаемый ландшафт дальнейшего хода конкурса.
Во-первых, дело дошло до Кеннета Броберга (26 лет, США), ученика выдающегося педагога Станислава Юденича. Кеннет единственный на всем конкурсе, заросшем бетховенскими “Аппассионатами” и “Аврорами”, исполнил 31-ю Сонату. И не было сомнений, что на горизонте появился мыслитель, способный всерьез выступить от лица композитора и достойно преподнести гениальную третью часть сонаты, полную скорби и горечи.
Рахманинов (Этюд-картина ре минор, соч.9 №8) наконец превратился в “картину”. Ми-минорный Этюд Шопена пианист, пожалуй, перетончил, развернув его в целую романтическую картину – и ранящую, и миротворяющую. Затем зазвучала “Дикая охота” Листа – и с каким шиком!
Кеннет завершил свое выступление “Думкой” Чайковского в старом добром стиле, по которому мы очень тосковали (по такому безоглядно-искреннему Чайковскому), но это уже, конечно, больше работа педагога.
Во-вторых, стало очевидно, что Альберт Кано Смит (22 года, Испания) и Джордж Харлионо (18 лет, Великобритания), чья игра как в техническом, так и в художественном смысле явно недотягивала до среднего уровня XVI конкурса, были отобраны в него, представляя “красивые” страны для статистики, превращающей конкурс в подлинно международный. А то ведь и так 10 человек из 25 пианистов – россияне, и это сильно смахивает на междусобойчик.
В-третьих, грубая, слишком громкая, слишком быстрая и совершенно не интригующая игра нашей молодой звезды Александра Малофеева (17 лет) похоронила крайне неприятные разговоры о том, что он, любимец председателя жюри Дениса Мацуева, непременно получит первую премию. Малофеев – феноменальный виртуоз, но его темпы (например, в третьей части “Аппассионаты”) предполагают скорее истерику, чем высокое нетерпение новейшего поколения. Зато – браво пианисту за этюд Листа “Мазепа”, где ему удалось чуть приглушить всю “начинку” и выявить наконец саму тему без всяких оттяжек. Ведь он такой на конкурсе один!
Но я продолжаю настаивать на том, что пора пресечь тенденцию эксплуатации детей – и в передачах “Голос. Дети” и “Лучше всех”, и на роскошных музыкальных конкурсах. Потому что это неблагородное потакание пресыщенной публике, а никакая не забота о детях.
Главный подарок публика получила на последнем вечернем прослушивании. Это выступления двух красавиц, заставивших пожалеть, что отборщики выпустили на конкурс всего лишь двух пианисток!
Эксперт: К сожалению, на Конкурсе имени Чайковского мало девочек
Так вот, Сара Данешпур (32 года, США), уже не раз пробовавшая свои силы на конкурсе Чайковского, играла просто феерически. В ее остренькой фа-мажорной Сонате Гайдна вторая, медленная часть вышла сказочной красоты.
А с каким удовольствием зал, уставший от звуков, похожих на взрывы гранат, внимал номерам из “Спящей красавицы” в переложении Плетнева! После “Хоровода гномов” Листа публика в восторге стала кричать Саре “браво!” и вскакивать с мест…
У Данешпур последний возрастной предел для конкурсанта. И зачем ей, такой интересной пианистке, виртуозу, настоящей артистке, сдался этот конкурс? Однако зарубежные коллеги подтверждают: мир полон пианистов, пусть и распрекрасных, а эффективным менеджерам, часто ничего не смыслящим в музыке, нужен только послужной список с густым перечнем побед.
Анна Генюшене (28 лет, Россия), полная противоположность Саре, всем своим видом, включая длинное черное “монашеское” платье, подчеркивала, что она готова к самым тяжелым боям и самым неожиданным последствиям. Это она единственная на конкурсе выбрала Сонату Клементи – и не прогадала, сыграв ее виртуозно, хотя особой виртуозности там не предполагалось. Вся программа пианистки была выдержана в строгом академическом стиле.
В 12 ночи объявили итоги I тура. Вместо 12-и человек жюри милосердно пропустило 14.
Среди них и Броберг, и Данешпур, и Генюшене, и завершавший первый тур До Хен Ким (24 года, Республика Корея).
Опрос: кто из пианистов пройдет в финал Конкурса имени Чайковского?
Из наших прошли еще Емельянов, Шишкин, Гугнин, Мельников, Копачевский, Тарасевич-Николаев. Из китайцев выбрали Ань Тяньсю. Италию продолжит представлять Гаджиев; Францию – Канторов.
И, ко всеобщей радости, прошел японец Мао Фудзита, в исполнении которого с нетерпением ждем Скрябина.
Наталья Зимянина, “Российская газета”