Московская премьера состоялась 3 декабря 1875 года.
Концерт для фортепиано с оркестром № 1 си-бемоль минор был написан Петром Чайковским в 1874-1875 годах.
Это произведение по сей день остается одним из самых популярных фортепианных концертов в мировой музыкальной литературе.
Первоначально композитор посвятил его композитору и пианисту Николаю Рубинштейну, который должен был стать его первым исполнителем. На Рождество 1874 года Чайковский представил ему законченный, но ещё не оркестрованный концерт.
Однако музыкант отозвался о сочинении весьма недоброжелательно, сказав, что оно довольно сложно для исполнения и
«никуда не годится».
Уязвлённый Чайковский отказался что-либо в нём менять и, по совету пианиста Карла Клиндворта, отправил рукопись немецкому дирижеру, пианисту и композитору Гансу фон Бюлову, который с радостью согласился его исполнить.
25 октября 1875 года в Бостоне состоялась успешная премьера концерта в исполнении Бюлова с оркестром под управлением Бенджамина Ланга.
Через несколько дней концерт был впервые исполнен в Санкт-Петербурге.
Его московская премьера состоялась 3 декабря 1875 года в Колонном зале Благородного собрания.
Концерт сыграл блестящий пианист Сергей Танеев, а оркестром дирижировал Николай Рубинштейн, который пересмотрел своё отношение к этому сочинению и в дальнейшем неоднократно сам с большим успехом исполнял его как пианист.
Ещё при жизни Чайковского его Первый концерт обрел колоссальную популярность. Он неоднократно звучал во время его гастролей по США в 1891 году, исполнялся на открытии Карнеги-холла в Нью-Йорке, а также на последнем в его жизни концерте 16 октября 1893 года.
В XX веке Первый концерт вошёл в репертуар ведущих мировых пианистов. Его исполняли и записывали Артур Рубинштейн, Владимир Горовиц, Эмиль Гилельс, Святослав Рихтер, Лев Оборин, Владимир Ашкенази.
С 1958 это сочинение входит в обязательную программу финального тура Международного конкурса имени Чайковского.