Выдающийся композитор Нино Рота родился 3 декабря 1911 г. в Милане, в семье музыкантов.
Его дед, Джованни Ринальди, был пианистом и композитором, мать, Эрнеста Ринальди, ставшая первой учительницей маленького Нино, тоже была пианисткой.
Уже в раннем детстве будущий маэстро проявлял незаурядные музыкальные способности и с восьми лет начал сочинять музыку сам. В 1923 году он поступил в Миланскую консерваторию, став студентом у Паоло Делаки и Джулио Баса. Проучившись шесть лет, он с блеском закончил её в 1929 году.
Ещё во время учёбы Нино Рота весьма успешно проявил себя в качестве композитора и дирижёра оркестра, прослыв в консерватории вундеркиндом. В свои 11 лет он написал первую ораторию для солистов, хора и оркестра “Línfanzia di San Giovanni Battista” (“Детство Иоанна Крестителя”), которая уже в 1923 году была поставлена в Милане и Париже. Во время французского исполнения публика была в таком восторге, что вызвала юного композитора на сцену, и тот дирижировал финал этой оратории.
В 14 лет на собственное либретто по сказке Г. Х. Андерсена Нино написал лирико-комедийную оперу “Principe Porcaro” (“Принц-свинопас”), которая была оценена критиками как уже зрелая, цельная и насыщенная опера. Для юного тогда Нино эти слова были высокой похвалой.
В 1930-32 годах Рота находился в США, где учился в институте Кёртиса в Филадельфии по классу композиции у Розарио Скалеро и по классу оркестра у Фрица Райнера. Затем на родине он изучал литературу в Миланском университете. В 1937 году он начал преподавательскую карьеру в музыкальном лицее в Торонто (преподавал теорию музыки и сольфеджио).
С 1939 года Нино Рота работал в Консерватории Николо Паччини в Бари. Начиная с 1950 года и до конца своей жизни он занимал пост директора этой консерватории.
Нино Рота – автор ряда опер, в том числе: “Ariodante”(1942), “Torquemada” (1943), “I due timidi” (1950), “Il capello di paglia di Firenze” (1955), “La notte di un neurastenico” (1959-1960), “Aladino e la lampada magica” (1968), “La visita meravigliosa” (1970), “Napoli milionaria” (1977) и балетов “La rappresentazione di Adamo ed Eva” (1957), “La Strada” (1965), “Aci e Galatea” (1971), “Le MoliXre imaginaire” (1976).
Балет “Amor di poeta” в 1978, был специально написан им для Мориса Бежара.
Кроме того, композитор создал огромное количество произведений для оркестра – 3 симфонии (1939, 1948, 1959), Серенада (1932), Концерт для камерного оркестра (1939), Концерт для арфы с оркестром (1948), Канцона для 11-ти инструментов, сонаты для струнных инструментов и др., многие из которых исполняются до сих пор во всём мире.
В кинематограф Нино Рота пришел в начале 40-х. Работал с режиссерами Ренато Кастеллани, Лукино Висконти, Франко Дзеффирелли, Марио Моничелли, Эдуардо де Филиппо, Френсисом Фордом Копполой (за музыку ко второй части его фильма «Крестный отец» в 1974 г. композитор был удостоен премии «Оскар»).
Великим недоразумением кажется тот факт, что не была удостоена премии “Оскар” великая и неувядающая музыка Рота к фильму Дзеффирелли “Ромео и Джульетта”. Все музыкальные темы фильма необычайно выразительны, но наиболее яркое эмоциональное впечатление производит песня, на фоне которой происходит первая встреча Ромео и Джульетты в сцене бала у Капулетти.
Наиболее плодотворным оказалось сотрудничество Нино Рота с Федерико Феллини, которое продлилось почти тридцать лет. Вместе ими было создано около шестнадцати фильмов. Сам Феллини очень ценил дружбу с этим выдающимся композитором.
«Как только он появлялся,
– говорил режиссер,
– напряжение исчезало, все приобретало атмосферу праздника, фильм вступал в радостный, безмятежный, фантастический период, в новую жизнь».
…Ему удавалось все: и буффонада, и лирика, и эпические темы. Каждое сочинение Нино Рота, вальс ли в картине «Рокко и его братья» Висконти, довольно эксцентрическая музыка в «Восьми с половиной» Феллини или лирическая мелодия в «Ромео и Джульетте» Дзеффирелли, – это было душевное откровение, выражение всех человеческих чувств, ранимость, надежды и иллюзии, желание любить.
Скончался Нино Рота в Риме в 1979 г., вскоре после того, как закончил писать свою последнюю звуковую дорожку – к фильму Федерико Феллини «Репетиция оркестра». И хотя по образованию он был «классическим» композитором, его произведения редко звучат в концертных залах. Нино Рота – «маэстро саундтреков». Еще при жизни он приобрел мировую известность и наибольший контакт с публикой нашел именно в кино.
ClassicalMusicNews.Ru, по материалам СМИ