18 ноября к 230-летию со дня рождения К. М. фон Вебера в Концертном зале радио «Орфей» прозвучит опера композитора «Оберон».
В главных партиях – Александра Москвина, Артем Сафронов, Кристиан Иммлер, Алиса Колосова, Тигран Матинян.
Текст читает Борис Плотников.
Московский камерный оркестр «Musica viva» и вокальный ансамбль «Интрада». Дирижер Александр Рудин. Запись из Концертного зала им. П. И. Чайковского от 22.03.2013 г.
Карл Мария фон Вебер родился 18 ноября 1786 года в семье музыканта — его отец был оперным капельмейстером, играл на многих инструментах. Из-за постоянных переездов Вебер не мог получать должного образования, но в конце 90-х годов он начинал заниматься с Михаэлем Гайдном (младшим братом Йозефа Гайдна) и написал первые произведения и оперы, среди которых опера “Лесная девушка”, зингшпиль “Петер Шмоль и его соседи”.
В 14 лет он выступает как пианист, а в 17 лет как дирижер. В 1803 году занимается с аббатом Фоглером, который привил Веберу интерес к народной музыке.
По рекомендации Фоглера Вебер поступает в оперный театр города Бреслау в качестве капельмейстера (1804). Начинается его самостоятельная жизнь в искусстве, формируются вкусы, убеждения, задумываются крупные произведения.
С 1804 г. Вебер работает в различных театрах Германии, Швейцарии, занимает пост директора оперного театра в Праге (с 1813 г.). В этот же период устанавливаются связи Вебера с крупнейшими представителями художественной жизни Германии, повлиявшими во многом на его эстетические принципы (И. В. Гёте, К. Виланд, К. Цельтер, Т. А. Гофман, Л. Тик, К. Брентано, Л. Шпор).
Вебер оставил не очень большое наследие. Он писал не так быстро, как, например, Россини или Доницетти. Но это – не от недостатка таланта, а от постоянной нехватки времени. Ведь Вебер был не только композитором и капельмейстером, но еще блестящим пианистом, критиком и музыкальным писателем.
Кроме того, он был живым человеком – жизнерадостным, веселым, влюбчивым, обожающим животных ( в его доме жили собака, кошка, обезьянка-капуцин, птицы), ценящим общество друзей, для которых устраивал вечеринки, где играл для них разные танцы, да и сам с увлечением танцевал…
В общем, Вебер любил жизнь во всех ее проявлениях. И тем не менее он успел написать около 10 опер, 2 мессы, 2 симфонии, 3 увертюры, инструментальные концерты, песни, камерно-инструментальные сочинения… Его фортепианная пьеса «Приглашение к танцу» была первой в истории музыки программной концертной пьесой в форме вальса. В 1841 году Берлиоз переложил это великолепное произведение для оркестра.
Когда Вебер в 1821 году представил «Вольного стрелка», он значительно предвосхитил романтизм таких композиторов, как Беллини и Доницетти, которые появятся десять лет спустя, или Россини, поставившего «Вильгельма Телля» в 1829 году.
Последним произведением Вебера была опера «Оберон»», для представления которой он отправился в Лондон, уже будучи больным туберкулезом, и умер в доме дирижёра Джорджа Смарта вскоре после премьеры.