19 октября – день рождения Эмиля Гилельса.
Его исполнение – особенно произведений Бетховена и Чайковского – до сих пор считается некоторыми музыкальными критиками непревзойденным.
Рассказывает автор сценария передачи «Неукротимый Гилельс» Валентин Тернявский:
Наша программа – главным образом о том, что единственным судьей, которого нельзя обвинить в пристрастности, является время.
ХХ век щедр на великих музыкантов-исполнителей: Артур Рубинштейн, Владимир Горовиц, до 1943 года был еще жив Сергей Рахманинов… Так что у советской фортепианной школы богатые традиции.
После 1945 года долгое время на музыкальном Олимпе царили двое – Святослав Рихтер и Эмиль Гилельс. В этой ситуации искушение начать сравнивать манеру игры двух исполнителей было непреодолимо.
Почти непреодолимо: сами они – и Рихтер, и Гилельс – оставались вне этой ситуации. Интриге во многом надуманного соперничества благоприятствовало еще и то, что оба они в какое-то время были учениками Генриха Нейгауза.
Гилельс недолгое время занимался у него в аспирантуре, или, как это тогда называлось, в «Школе высшего мастерства». Правда, своим главным педагогом Эмиль Григорьевич всегда считал Берту Михайловну Рейнбальд, у которой он занимался в Одессе. В конце 30-х годов Гилельс консультировался также с профессором Константином Николаевичем Игумновым.
Творческие связи Рихтера с Нейгаузом была гораздо прочнее: Рихтер был любимым учеником Генриха Густавовича.
Эмиль Гилельс стал знаменит очень рано, к 1940 году его признавали «первым пианистом СССР». Гилельс являлся такой же визитной карточкой страны, как герои-летчики и спортсмены. В 1938 году, после победы на конкурсе в Брюсселе, он был награжден орденом «Знак Почета».
На афишах он значится как «орденоносец, лауреат международных конкурсов Эмиль Гилельс».
Рихтер стал известен позже: широкой публике – уже после окончания войны. Слава музыканта и ореол мистика сделали Рихтера в какой-то период фигурой более популярной, чем обласканный официальной властью Гилельс. Хотя, я повторюсь, с точки зрения музыкантов их мастерство несравнимо и равно высоко.
Андрей Эшпай, один из участников нашей программы, говорит, что «есть мир Рихтера и мир Гилельса, и это разные художники». Кстати, сам Эшпай является убежденным «рихтерианцем». А Родион Щедрин – горячий поклонник Гилельса…
Вообще, вопрос, кто лучше – Рихтер или Гилельс – из того же ряда, что вопрос о творчестве Толстого или Достоевского, Моцарта или Бетховена.